Служба госбезопасности Латвии, отказавшись возбудить дело об «очернении» премьер-министра Эвики Силини для внутреннего потребления, решительно вступилась за нее на внешнем контуре. Глубоко локальный скандал, тем более, как говорится, «с душком», власти республики умудрились вывести на международный уровень. Уже даже латвийские политики заявляют, что действия официальной Риги, которая пытается везде увидеть «руку Кремля», граничат с шизофренией.
Напомним, что после выдвижения на пост главы правительства симпатичной Силини злые оппоненты начали искать на нее компромат и выкопали из анналов Интернета видеопробы фильмов для взрослых якобы с ее участием. Какой бы аморальной сегодня ни была политика властей Латвии, но первым де-факто лицом государства «порноактриса» до сих пор не бывала.
Кроме того, Силиню упрекали в романтической связи с неким криминальным авторитетом и в том, что на посту парламентского секретаря Министерства внутренних дел она не слишком активничала в строительстве забора на восточной границе.
Обиженная красотка поспешила заявить, что была готова к нападкам и особенно к конструктивной критике, но «черная финансовая кампания неясного происхождения» стала для нее сюрпризом.
Тогда она не возражала против публикации по существу, ее волновало только, за чьи деньги было найдены и распространены неприятные новости. В латвийском политикуме волноваться о кошельке, а не о репутации — обычное дело. Силиня была уверена, что без денег это «грязное белье» никто бы не обнародовал.
Поэтому депутаты «Нового единства» обратились в Службу госбезопасности Латвии (СГБ) «в связи с потенциальной угрозой безопасности демократического государства». «Клубничку» терпеть можно, а вот появление в политике неконтролируемых финансов недопустимо, полагали заявители. Это «противозаконное вмешательство во внутриполитические процессы».
Рассмотрев жалобу парламентариев согласно своей компетенции и изучив обстоятельства дела, СГБ отказала в возбуждении уголовного дела. Видимо, не удалось установить, что разошедшиеся в СМИ и соцсетях видеокадры фальшивые, а публиковавшая их смущенная общественность поголовно получала гонорары.
Но не прошло и месяца, как «гэбисты» сообщили, что дело об «очернении» Силини все же ведется — по факту «распространения дезинформации о президенте министров на телевизионном канале для целей российской пропаганды».
Мол, в середине октября на российском ТВ вышла целиком посвященная премьер-министру передача, в которой всплыли ранее циркулировавшие в Латвии подозрения о Силине, но только не в форме предположения, а в форме утверждения.
Надо пояснить, что в латвийском уголовном праве существует наказание за клевету — распространение заведомо ложной информации. Эта статья применяется крайне редко, поскольку полиция подобными делами заниматься не хочет. Обиженных перенаправляют в гражданский суд, где можно отстаивать задетые честь и достоинство, требуя с лжецов денежной компенсации.
Если ответчик может предъявить достоверные источники своей информации, иск отклоняется. При отсутствии таковых он все же может настаивать, что публикацией порочащих другое лицо сведений он лишь выражал предположение, а свобода мнений защищена Конституцией. И только если суд сочтет, что ответчик не предполагал, а утверждал существование неких фактов, которые не в состоянии подтвердить, его могут признать виновным.
Как видно, СГБ Латвии не возбудила дела по заявлению депутатов «Нового единства» об «очернении» и не передала его в обычную полицию. Скорее всего, подлинность опубликованных видео не вызвала у спецслужбы сомнений. Поэтому если бы создатели российской телепрограммы о «девичьих заблуждениях» Силини предстали перед латвийским судом, для обвинительного приговора оснований бы не нашлось.
Но клеймить «российскую пропаганду» — это другое. Она клевещет на Латвию, когда транслирует факты, активно обсуждавшиеся в самой республике.
Правда, для трезвомыслящего наблюдателя такие обвинения выглядят странно. Как вообще можно осудить целый телеканал, а не конкретного автора? Об этом и сказал один из праотцов «Нового времени» Дан Титавс, заодно усомнившись в дееспособности СГБ как «феноменально шизофренического учреждения».
Обостренное внимание латвийских властей к «пропаганде Кремля» вообще граничит с безумием. Ведь просмотр российских телеканалов с марта 2022 года запрещен, а за нарушение предусмотрены штрафы. Население соблюдает закон, однако руководство и спецслужбы республики сами своими действиями транслируют российские нарративы.
Государственная канцелярия даже создала специальный сайт «Черным по белому» (Melns uz balta), главными героями которого стали подсанкционные персоны — Мария Захарова, Владимир Соловьев и другие. Их беззаветно «разоблачают», наплевав на запретительные меры Евросоюза.
Тем самым пробуждаются любопытство и желание хоть одним глазком взглянуть, как эти «кремлевские соловьи» (в терминологии местных СМИ) клевещут на маленькую, но гордую Латвию.
Так что провинциальная контрпропаганда Латвии напоминает сцену из фильма «Обыкновенное чудо», когда бежавшая за Медведем Принцесса объявляет: «Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!»