10 ноября отмечается Всемирный день науки за мир и развитие, посвященный укреплению международного сотрудничества в научной сфере. К сожалению, сегодня наука стала точно таким же полем глобального противостояния, как экономика, культура и другие области общественной жизни. В условиях конфронтации с Западом интеграция России и Беларуси в данной сфере обретает стратегическое значение.
Современная наука в значительной степени является порождением западной цивилизации, и Запад все еще продолжает удерживать здесь господство, несмотря на то, что ему уже дышат в спину Китай, Индия и другие мировые центры.
Научная сфера в мире сегодня устроена так, что она обслуживает в первую очередь интересы «золотого миллиарда». Именно он определяет стандарты наукометрии, а западные издания считаются наиболее престижными: публикации в них воспринимаются как своего рода знак качества. Более того, многие программы по взаимодействию в данной области работают исключительно как интеллектуальные пылесосы, занимающиеся «откачкой мозгов», то есть наиболее ценных специалистов из других стран и регионов.
Так что когда сегодня говорят о науке без границ на Земле, по факту это означает глобальную гегемонию Запада.
Естественно, при необходимости США с союзниками готовы использовать и эту сферу как карательный инструмент и поле для применения санкций. Именно с этим сталкиваются Россия и Беларусь в настоящее время.
События последних лет показали, что научно-технологический суверенитет является важнейшей составляющей успешного и устойчивого развития. Международное научное сотрудничество не стоит абсолютизировать. Оно, безусловно, может быть важным и полезным, но имеет неизбежные политические ограничения, а любая страна стремится использовать научные достижения прежде всего в своих национальных интересах и не будет спешить делиться передовыми разработками с кем-либо еще.
СССР в свое время стал первым незападным государством, которое смогло создать полностью независимую научно-технологическую пирамиду и встать вровень с ведущими странами мира или даже обойти их по многим показателям.
Развал Советского Союза сопровождался и демонтажем этой выстроенной системы. Характерно, что осуществлялось это под риторику об интеграции в мировое сообщество. По факту же происходили ликвидация целых отраслей и отток ценных специалистов. Если СССР не скупился на финансирование науки, а наличие ученой степени становилось одним из важнейших факторов социального престижа и гарантировало высокий уровень жизни, то в постсоветский период, особенно в «лихие 90-е», наука столкнулась с хроническим недофинансированием, ее престиж рухнул, уступив место другим «героям».
Беларусь столкнулась с этими проблемами, усугубленными к тому же разрывом кооперационных связей.
Научная сфера здесь формировалась как часть общесоюзной и была заточена на решение задач, зачастую выходивших далеко за рамки БССР, что предполагало тесное взаимодействие с институтами РСФСР, УССР и в меньшей степени других бывших союзных республик.
Адаптация к новым реалиям проходила в условиях общего сокращения научного потенциала и встраивания национальной науки в мировую (читай, западную) на периферийных ролях. Этому, в частности, способствовало принятие Россией и Беларусью Болонской системы, которая фактически работала как еще один канал «утечки мозгов», а также введение западных стандартов наукометрии.
Безусловно, накопленный за советский период потенциал оказалось не так легко уничтожить: многие отрасли выжили и стали адаптироваться к условиям рыночной экономики.
Так, Россия сохранила сильные позиции в космонавтике, военно-промышленном комплексе, атомной энергетике, а Беларусь — транспортное и тяжелое машиностроение, связанные с ним конструкторские школы и другие наукоемкие отрасли.
В советский период Беларусь превращалась в крупный центр микроэлектроники и компьютерных технологий. При независимости это стало основой для развития местного IT-сектора. К сожалению, он пошел по пути типичной неоколониальной модели, сделавшись обслуживающим придатком западных корпораций и мало что привнеся в развитие национальной науки и экономики. Более того, именно айтишники стали одним из основных источников политической нестабильности в 2020 году. Тем не менее очевидно, что в республике это направление имеет серьезные перспективы развития, которое нужно направить в конструктивное русло.
В условиях конфронтации с Западом научная интеграция России и Беларуси обретает стратегическое значение.
Очевидно, что наука может развиваться только в масштабах крупных социальных пространств и требует большой человеческой выборки. Оба государства и потенциально другие участники ЕАЭС обладают достаточным потенциалом для формирования относительно самодостаточного научного кластера.
Но белорусско-российское ядро должно играть в этом процессе ведущую роль — в силу большей культурной близости, более высокой степени интеграции, а также сходного уровня развития двух стран.
Тесная кооперация Москвы и Минска в научной сфере — одно из главных условий развития высокотехнологичной промышленности. При помощи России в Беларуси развивается микроэлектронное производство — составной элемент технологической независимости и инновационной конкурентоспособности Союзного государства.
Строительство БелАЭС заложило основы новой для Беларуси отрасли — атомной энергетики. Учитывая озвученные планы по введению в строй новых реакторов, эта область экономики получит новый импульс. Однако это невозможно без углубления кооперации с Россией, поскольку именно ее технологии лежат в основе белорусского мирного атома.
Омоложение научного и профессорско-преподавательского состава является одной из стратегических задач двух стран в сфере образования.
К сожалению, здесь оба государства сталкиваются с серьезными проблемами, вызванными старением кадров, а также оттоком специалистов из-за низкого престижа и невысокого уровня зарплат.
Кооперация в этой области требует снятия многих все еще существующих административных барьеров, а также устранения последствий некоторых неоднозначных решений. Так, Россия является самой востребованной у белорусов страной для получения высшего образования за рубежом, однако белорусские студенты сталкиваются с проблемой при поступлении в российские вузы из-за того, что по действующему законодательству республики на них не распространяется отсрочка от службы в армии.
Необходима также интеграция системы аттестации научных кадров, что позволит создать по-настоящему единое научное пространство в Союзном государстве.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН