Наделавшее переполоха закрытое заседание правительства Латвии с докладом «Об использовании авиаперевозок AS Air Baltic Corporation при угрозе государству» показало истинное отношение народа к своим руководителям: их считают ворами и предателями. Власти пытались неуклюже оправдаться, что, мол, обсуждали тему, касающуюся всех граждан республики, но им мало кто поверил. А вот насущных вопросов по этому поводу накопилось предостаточно.
Повестка закрытого заседания начала обсуждаться в конце октября. Докладывал председатель правления AS Air Baltic Corporation Мартин Александр Гаусс.
Организатор мероприятия, министр сообщения Каспар Бришкенс поспешил прощебетать в соцсети Х (бывший Twitter): «В информационном сообщении об использовании авиафлота нет ни слова об эвакуации правительства. Утверждать противное — это сознательная дезинформация».
Премьер Эвика Силиня заявила, что на тайном заседании речь шла вообще об «эвакуации людей» из Латвии или «репатриации» в Латвию.
Из этого якобы должно прочитаться, что Кабинет министров внезапно озаботился судьбами вверенных ему людей. Как будто латвийцы забыли, что после землетрясения в Непале их вывозило МЧС России, а за «пандемические» рейсы спасаемые должны были заплатить твердыми евро в размере, вдвое-втрое превышающем стандартную цену билета.
С вылетом из Израиля помогли Литва, Греция и Франция, и только через неделю после них и официальная Рига сподобилась «обилетить» целых 148 человек, не забыв взять с них по 300 евро за кресло.
Таким образом, никогда ранее «эвакуация» не требовала ни затрат со стороны правительства, ни секретности. Долго запрягали, неделю или больше, это есть. Но потом все складывалось исключительно на рыночных принципах, сдобренных людской безысходностью: в критической ситуации человек готов отдать последнее, не то что 300 евро.
Поэтому щебетание министра не развеивает туман секретности, а порождает стойкую уверенность: на пресловутом заседании речь шла вовсе не об обычных людях, нуждающихся в помощи.
А заданные журналистами конкретные вопросы все же требуют ответа.
Планируется ли финансирование, и какое именно, для использования авиаперевозок AS Air Baltic Corporation в случае угрозы государству? Напомним: во время пандемии стране никто не угрожал, но из бюджета в кассу авиакомпании утекло 340 миллионов евро, что с лихвой покрыло убытки теперь уже на 96% госкомпании.
Какие конкретно персоны подлежат эвакуации при угрозе государству: высшие должностные лица и члены их семей или офицеры НАТО с домочадцами?
Куда следует явиться, чтобы записаться на эвакуацию, — в аэропорт «Рига», в ангар или в офис airBaltic? Можно ли взять на борт багаж и какой? А домашних питомцев?
Компенсирует ли государство эвакуацию полностью или желающим надо будет платить из своего кармана?
Предусматривает ли проект предварительное бронирование самолета и помещения для эвакуируемых?
Официально на эти вопросы ответил помощник министра сообщения Эдгар Клетниекс: «Общие вопросы обороны государства — это информация для служебного пользования, по закону она считается государственной тайной». На секретность сослались и в airBaltic.
Оборона государства, таким образом, волшебным образом превратилась в оборону правительства от граждан.
Экс-премьер-министр Марис Кучинскис считает сценарий бегства более вероятным, чем попытку авиакомпании получить очередное вливание из бюджета.
Советник бывшего главы Кабинета министров Андриса Шкеле, а ныне язвительный комментатор общественной жизни Марцис Бендикс отметил, что документы на рассмотрение правительства могут попадать разными путями, в том числе в «турборежиме», однако конечное решение — за политиками. Повестку обязательно визируют министр юстиции и министр финансов.
Это свидетельствует, что правительство «Нового единства» успешно справляется с ролью профессиональных клоунов, напуская туман секретности, но при этом продолжает осваивать бюджеты.
«Если говорить об эвакуации конкретных людей и финансировании этого процесса, то это взаимосвязано, — считает Бендикс. — У любого плана должна быть смета. Может быть, скромная, а может, плану потребуются собственный бренд, дизайнер, чтобы красиво нарисовать стрелочки, куда бежать. На должность заведующей бюро эвакуации можно пригласить бывшую заведующую бюро вакцинации. Ее подчиненные поднаторели в умении арендовать самые дорогие и бессмысленные помещения, теперь для сбора эвакуируемых. Центры вакцинации всего полгода пустовали, а центры эвакуации могут пустовать вплоть до начала войны».
Полковник в отставке Раймонд Рубловский прокомментировал тайные планы властей с солдатской прямотой: «Наш президент Эдгар Ринкевич первый выступил с предложением блокировать Балтийское море для России, хотя не имеет для этого ни флота, ни ресурсов. Делая такие заявления, вызывающие эскалацию напряженности, наши руководители надеются бежать? Они обязаны отстреливаться до последнего патрона вместе со своими согражданами! Пусть не надеются на очередное "правительство в изгнании": бегство из страны — это предательство и измена родине. А за это полагается только высшая мера наказания».