Страны Прибалтики не оставляют попыток создать новый «железный занавес» на границах с Россией и Беларусью. Для этого они закрывают контрольно-пропускные пункты, искусственно создают гигантские очереди из фур, а теперь еще и намекают на возможность блокады Балтийского моря. Власти Литвы, Латвии и Эстонии, словно наперсточники на рынке, нарушают взятые на себя этими странами международные обязательства и всеми силами нагнетают напряженность в регионе.
На днях Государственный пограничный комитет Беларуси сообщил, что очередь на выезд из республики в Литву достигла 1540 грузовиков.
«Несмотря на ухудшающуюся обстановку, литовские службы не предпринимают попыток решать проблему больших очередей на границе. За выходные через литовские пункты пропуска в страны ЕС проследовали всего 37% фур от нормы», — отмечало агентство БЕЛТА на прошлой неделе.
В дальнейшем ситуация лучше не стала. Например, на КПП «Мядининкай» оформляли только 10% машин от среднесуточных показателей, на «Патерниеки» — 45%.
Данные действия официального Вильнюса выглядят, как очередной элемент масштабной деструктивной стратегии. В августе Литва уже перекрыла два пограничных КПП, ссылаясь на то, что их сотрудники якобы нужны на других направлениях.
«Главный смысл и цель — чтобы на границе было как можно больше пограничников. Именно это и делается. Потому что именно здесь они больше всего нужны. Сотрудники нашей государственной пограничной службы будут находиться на границе, а не заниматься административной работой», — заявляла министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте.
Выглядело это как топорная отговорка — несколько сотрудников КПП явно не могли изменить ситуацию на границе в целом.
При этом закрытыми с 18 августа 2023 года пунктами пропуска «Шумскас» и «Твярячюс» ранее ежедневно пользовались тысячи людей. Об этом прибалтийские СМИ писали со ссылкой на начальника литовской пограничной службы Рустама Любаева.
«Через пункт “Твярячюс” в день в среднем проезжало около 600 человек. По триста в одну и другую стороны. За первые шесть месяцев этого года через него проехало почти 118 тысяч человек. Пропуская способность “Шумскаса” была несколько выше. Через него в день проходило порядка 1600 человек», — сообщило Еврорадио.
Незадолго до этого литовский депутат и бывший премьер-министр Саулюс Сквернялис разоткровенничался и признался: «Мы, по сути, перекрыли бы все движение: и движение людей, и движение товаров в Беларусь».
По его словам, официальный Вильнюс еще не поступил таким образом только из-за позиции своих соседей по ЕС.
28 августа 2023 года прошла встреча министров внутренних дел Польши, Латвии, Литвы и Эстонии. Они подготовили заявление на имя Александра Лукашенко, в котором попытались угрожать официальному Минску полным перекрытием границы. Предлогом для этого стало обучение белорусских военных сотрудниками ЧВК «Вагнер» и нахождение в Беларуси ближневосточных мигрантов, следующих в Европу.
Сама постановка вопроса прозвучала абсолютно абсурдно — ведь беженцы явно не собираются штурмовать литовские КПП. Как, впрочем, и «музыканты». Прибалтийские и польские чиновники явно просто искали предлог и готовили общественное мнение для новых провокационных шагов.
«Если сложится критическая ситуация, инцидент, независимо от того, на польской, литовской или латвийской границе с Беларусью, мы немедленно примем меры. Будут закрыты все погранпереходы, которые до сих пор открыты», — заявил тогда министр внутренних дел Польши Мариуш Каминьский.
И вот теперь Латвия закрыла два пункта пропуска уже на границе с РФ — Виентули и Педедзе. Причем, провокация оказалось двойной — ведь «Виентули» с недавних пор был единственным КПП, через который в Россию могли въехать по суше граждане Украины. Теперь для них остался открытым только аэропорт «Шереметьево».
Но и это в Прибалтике сочли недостаточным. Власти Эстонии вовсю раздувают скандал вокруг повреждения проложенного по дну Балтийского моря трубопровода Balticconnector.
Никто не имеет даже малейшего представления о том, при каких обстоятельствах данный объект получил механические повреждения. Но прибалтийская пресса уже вовсю обвиняет в этом то ли китайское, то ли российской судно, а чиновники, пользуясь натовской «крышей», делают угрожающие намеки в адрес РФ.
Президент Латвии Эдгар Ринкевич уже заявил, что, если «причастность» России будет доказана, Североатлантическому альянсу нужно будет перекрыть Балтийское море.
Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна назвал повреждении трубопровода «атакой на инфраструктуру НАТО».
А пока что официальный представитель блока Дилан Уайт пообещал от имени Альянса усилить патрулирование Балтики военными кораблями, самолетами и беспилотниками.
Понятно, что своим провокационным поведением республики Прибалтики в меру своих сил стремятся нанести экономический урон России и Беларуси.
Более того, они ставят под угрозу продовольственную безопасность Калининградской области, гарантии которой в свое время были жестким условием принятия той же Литвы в Евросоюз и НАТО.
«Стороны признают уникальность положения Калининградской области как части Российской Федерации, отделенной от остальной территории Федерации другими государствами. В связи с этим в целях дальнейшего развития стратегического партнерства между Россией и ЕС стороны договариваются предпринять специальные усилия для снятия озабоченностей обеих сторон в связи с будущим транзитом людей и грузов между Калининградской областью и другими районами России», — было заявлено в 2002 году в совместном заявлении РФ и Евросоюза.
Однако, как показал опыт, доверять прибалтийским режимам и их западным хозяевам можно не больше, чем наперсточникам на рынке.
В прошлом году Вильнюс уже пытался официально заблокировать транзит в российский эксклав, но получил по рукам от Брюсселя и на время успокоился. Теперь он вместе со своими соседями пытается сделать то же самое — только подспудно.
При этом, республики Прибалтики сами уже чувствуют результаты своей политики. Например, объем железнодорожных грузовых перевозок в Латвии в этом году за четыре месяца сократился на 38% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года, а в портах за восемь месяцев текущего года было перевалено грузов на 16,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого.
Но местные политические элиты, ориентированные на Запад, живут по принципу «назло кондуктору куплю билет и пойду пешком». Правда, прибалтийские президенты, министры и депутаты себя любимых не обидят, а результаты своей неадекватной политики переложат на «подданных».