После многочисленных намеков на мнимую причастность России к повреждению газопровода Balticconnector в Финском заливе в Эстонии заговорили о том, что с инцидентом может быть как-то связан… Китай. Желание эстонских элит повесить всех собак на «авторитарные режимы» так велико, что они готовы выдвигать абсолютно абсурдные версии. Если бы официальный Таллин проявлял такое упорство в других сферах, например, в решении социально-экономических проблем страны, то в глазах эстонцев цены бы ему не было.
В Эстонии и Финляндии продолжается эпопея, связанная с загадочным повреждением трубопровода Balticconnector, соединяющего газотранспортные системы обеих стран. Похоже, местные элиты решили по полной снять с произошедшего политические сливки, чтобы умилостивить западных патронов.
Напомним, что изначально газопровод, проложенный по дну Балтийского моря, был проектом финской газовой компании Gasum в сотрудничестве с эстонской Eesti Gaas. Однако в 2015 году она вышла из консорциума по причине его полной бесперспективности с экономической точки зрения — ее заменила финская государственная компания Baltic Connector OY.
Договор о строительстве газовой магистрали был подписан между Elering и Baltic Connector 17 октября 2016 года. Работы по укладке трубопровода начались в июне 2018-го и завершились спустя 12 месяцев. В конце 2019 года он был заполнен газом и торжественно открыт.
В первую очередь, его возведение имело политическое значение.
В 2020 году западные СМИ пестрели сообщениями о том, что через Balticconnector в Финляндию поставлялась треть от всех объемов природного газа. Однако при этом большинство из них «забыли» уточнить, что в общей сложности за счет природного газа в XXI веке формировалось всего около 13% национальной энергетической генерации. Таким образом, от газопровода энергетика Финляндии зависела примерно на 4%.
Проект изначально был очень похож по своим внешним признакам на «распильный». Чиновники под громкими лозунгами об «энергонезависимости от России» дали кому-то заработать, а официальный Брюссель с гордостью отрапортовал о развитии европейской энергетической инфраструктуры.
Вскоре после того, как прошли первые восторги от открытия Balticconnector, трубопровод превратился в редкого гостя на страницах СМИ.
Повод поговорить о нем возник только текущей осенью.
8 октября 2023 года эксплуатирующие компании с обеих сторон «трубы» заметили резкое падение давления. Операторы перекрыли клапаны и занялись обследованием газопровода. 10 октября 2023 года правительство Финляндии заявило, что повреждение трубопровода могло быть преднамеренным и вызвано «внешней деятельностью». Расследованием инцидента занялись Пограничная служба и Служба безопасности и разведки.
Дальше началась мистика. Изначально никто вроде бы не зафиксировал никаких взрывов на Балтике 8 октября. Но затем из ниоткуда возник Норвежский сейсмологический институт NORSAR, заявивший, что слабый «вероятный» взрыв все же был. Западные СМИ устами своих «экспертов» и «аналитиков» сразу же начали пытаться привязать к инциденту Россию, которая таким образом якобы отомстила Финляндии за вступление в НАТО.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен даже успела объявить причиной аварии «преднамеренный подрыв».
«Я решительно осуждаю любые акты преднамеренного разрушения критически важной инфраструктуры. Наши трубопроводы и подводные кабели связывают граждан и компании по всей Европе и с остальным миром. Они являются "спасательными кругами" для финансовых рынков и мировой торговли», — заявила она.
А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пообещал отреагировать на «атаку» решительным образом.
Но прошло всего несколько дней, и «концепция» изменилась.
Следователи заявили, что повреждение «по всей видимости, было механическим, а не взрывом». Командующий ВМС Эстонии, со ссылкой на финнов рассказал о том, что бетонное покрытие было сломано, а сам трубопровод сильно поврежден с одной стороны и вышел из строя.
Как такое могло произойти, никто сначала объяснить не потрудился. Фантазия рядовых европейских русофобов, по всей видимости, рисовала отряд элитного подводного спецназа в шапках-ушанках с красными звездами, долбящих трубопровод кирками, кувалдами и железными ломами.
Но тут на горизонте возник и вовсе экзотический фигурант.
Эстонские СМИ заявили, что, согласно данным Marine Traffic, в момент аварии над местом повреждения трубопровода якобы находилось китайское судно — контейнеровоз Newnew Polar Bear, который ходит под флагом Гонконга. На этом основании прибалтийские журналисты объявили китайских моряков потенциальными виновниками инцидента.
Кроме того, на некотором удалении от эпицентра событий проходил российский нефтерудовоз «Севморпуть». По данным западных СМИ, полиция Финляндии «заинтересовалась» обоими судами и уже изучает их «историю».
Даже крохи здравого смысла в попытках объявить «диверсантами» корабли торгового флота России или Китая нет. Сложно представить, какую цель мог преследовать экипаж судна из КНР, разрушая трубопровод, по которому небольшое количество природного газа поступает в Финляндию из Прибалтики.
В целом, перспективы ведущегося горе-расследования весьма туманны. Возможно, имел место некий несчастный случай (отдельные эксперты говорят о том, что газопровод могли случайно зацепить якорем), однако объективно восстановить обстоятельства произошедшего вряд ли кому-то удастся.
Но в Прибалтике получили прекрасную возможность с использованием различных полунамеков немного «покусать» Китай.
Причем еще и на фоне визита в Поднебесную Владимира Путина. К тому же опыт участия в конфронтации с КНР у Эстонии имелся и ранее.
В августе 2022 года официальный Таллин демонстративно отказался от сотрудничества с Китаем из-за его тесных связей с Россией. В Пекине этого шага, по сути, даже не заметили. Зато эстонская экономика, и без того находящаяся в состоянии тяжелого кризиса, лишилась из-за политической конъюнктуры китайских инвестиций.
Судя по всему, еще некоторое время власти Эстонии с помощью марионеточных СМИ будут «гоняться за двумя зайцами», намекая на вину то Китая, то России в трубопроводном инциденте. Это в какой-то мере порадует спецов информационных войн из США и Великобритании, но не сделает счастливее обычных эстонцев, снижение уровня жизни которых в последнее время становится все заметнее.