Завтра в Польше одновременно состоятся выборы в Сейм и референдум, где основным вопросом будет отношение граждан к европейской миграционной политике. Кроме того, поляков спросят о целесообразности возведения заграждений на белорусско-польской границе. Насколько итоги голосования повлияют на внешнюю политику официальной Варшавы и как изменится ее поведение в отношении Беларуси и России?
Польша — фактически парламентская республика, где президент выполняет преимущественно представительские функции, а Кабинет министров формируется по результатам выборов в Сейм. Так что данная политическая кампания является ключевой — по ее итогам определится не только состав правительства страны, но и основные направления ее внутренней и внешней политики.
В Польше за последние 15–20 лет, по сути, сложилась двухпартийная система. За власть здесь борются два крупных блока — «Право и справедливость» (PiS) и «Гражданская платформа» (ныне «Гражданская коалиция», куда, помимо «основы», входит ряд других либеральных партий). Другие партии являются миноритарными и решающей роли не играют.
В чем основные различия между двумя ведущими политическими силами?
Ныне правящая партия «Право и справедливость» — правоконсервативная, делающая акцент на традиционных ценностях, религии и польском национализме. Она имеет очень напряженные отношения с Брюсселем и ведет себя весьма строптиво по отношению к ЕС, несмотря на то, что Польша является крупнейшим получателем европейских субсидий.
Поэтому в Брюсселе, конечно, предпочли бы видеть у власти в Варшаве их оппонентов. Во внешней политике PiS делает ставку на союз с Вашингтоном, рассматривая американское влияние в качестве противовеса и «российской угрозе», и доминированию Германии в Европе. Во внутренней политике партия склонна к популизму, используя дотации ЕС для щедрых социальных выплат, создающих видимость роста благосостояния.
Кроме того, «Право и справедливость» активно противодействуют европейской миграционной политике и стараются не допустить притока в Польшу мигрантов из Азии и Африки.
Поэтому неслучайно именно эта партия инициировала проведение референдума по поводу нового миграционного законодательства ЕС, которое обязывает все страны союза либо принимать «излишки» беженцев, либо откупаться от них, делая финансовые взносы в бюджет Евросоюза.
Очевидно, именно жесткая антимиграционная политика PiS во многом спровоцировала кризис на границе Польши и Беларуси, которую официальная Варшава обвиняет в организации трафика нелегалов.
«Гражданская коалиция» является блоком либеральных и проевропейских партий, который делает ставку прежде всего на ЕС, а не на США в качестве основного внешнеполитического партнера.
В идеологическом плане эта политическая сила полностью разделяет европейскую леволиберальную повестку — права сексуальных и прочих меньшинств, открытые границы и тому подобное. «Гражданская коалиция» также критикует излишне расточительную, по ее мнению, социальную политику PiS, призывая к мерам бюджетной экономии.
Уровень поддержки обеих партий сопоставим, и спрогнозировать итоги выборов довольно затруднительно. По данным опросов, лидируют все-таки консерваторы, но в последнее время разрыв сокращается.
И «Право и справедливость», и «Гражданская коалиция» имеют довольно стабильные электоральные ниши. За первых в основном голосуют малые города и сельская местность, а также старшие возрастные группы. За вторых — крупные города, включая Варшаву, и молодежь. Консерваторов поддерживают на востоке страны, а либералов — на западе, особенно на территориях, отошедших Польше от Германии после 1945 года.
А вот в отношении Беларуси и России обе партии вполне единодушны, и ничего хорошего ожидать от них не приходится.
Конечно, их риторика различается. У PiS она более великодержавная, апеллирующая к историческому величию Польши и ее «законным» интересам на бывших землях Речи Посполитой. Ее оппоненты больше упирают на продвижение «демократических ценностей» на востоке. Но суть от этого не меняется — и те, и другие являются антироссийскими и будут стремиться к тому, чтобы оторвать Беларусь от России и вбить клин между странами. Точно так же они действовали в отношении Украины, поддержав сначала «оранжевую революцию», а затем и Евромайдан.
Среди других политических сил следует отметить коалицию «Третий путь», которая придерживается центристских взглядов и, как ясно из названия, пытается предложить альтернативу фактически сложившемуся бипартизму.
Еще одной силой, которая по опросам показывает неожиданно хороший результат и имеет шанс пройти в Сейм, является «Конфедерация» — экстравагантный союз польских националистов, евроскептиков и монархистов.
Это движение примечательно тем, что выступает против поддержки Украины и за нормализацию отношений с Россией.
Сравнительно высокий уровень популярности «Конфедерации» говорит о том, что в польском обществе накапливается усталость от конфронтационной политики в отношении Москвы и поддержки Киева, которая оборачивается для Польши внутренними и внешними проблемами. Тем не менее говорить о каком-то кардинальном переломе настроений не приходится — страна остается глубоко русофобской в своей основе.
Таким образом, победа ни одной из двух ведущих партийных коалиций не предполагает пересмотра антироссийского и антибелорусского курса Варшавы.
Однако в случае победы «Гражданской коалиции» возникнет ситуация, когда президент Анджей Дуда, представляющий PiS, окажется в фактической изоляции. Такая комбинация чревата для Польши внутриполитическим кризисом, а значит, у нее будет меньше времени и возможностей для деструктивной активности на востоке.
Также либералы могут несколько смягчить напряженность на границе Беларуси и Польши, так как они придерживаются либеральных европейских подходов в вопросах миграции.
С другой стороны, в отличие от PiS, придерживающейся жесткой линии в отношении официального Минска, «Гражданская коалиция» может попытаться сыграть в «мягкую силу» и вновь вовлечь белорусскую элиту в некие «переговоры» с целью ослабления политической связки Беларуси и России.
Польша — крупное восточноевропейское государство с амбициями регионального лидерства и с укоренившейся антироссийской политической традицией, поэтому происходящее там должно оставаться в фокусе пристального внимания как Москвы, так и Минска.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН