Едва разослав письма с предложением добровольно депортироваться на родину более чем трем тысячам россиян, официальная Рига взялась обсуждать новую идею: как бы лишить гражданства «неблагонадежных» обладателей красных латвийских паспортов, получивших заветные документы в ходе натурализации. Более того, правящие этнократы решили на этом не останавливаться, собираясь в перспективе выслать всех этих людей за пределы Латвии.
С данной идеей выступила правящая партия «Новое единство» во главе с новоизбранным премьер-министром Эвикой Силиней, а ее автором стал «супермозг» давнего члена этой партии и неизменного спикера юридической комиссии Сейма, главы подкомиссии по уголовному праву и наказаниям Андрея Юдина.
Господин Юдин, видимо, принадлежит к потомственным гражданам Латвии, так как с младых ногтей попал на государственную службу: начав карьеру в советской системе МВД, он остался в полиции и в начале 1990-х, когда из правоохранительных органов уволили всех неграждан.
Сегрегацию произвел Верховный совет Латвийской Республики 15 октября 1991 года, поразивший треть своих избирателей в правах, однако после этого продолживший работу как ни в чем не бывало.
По законам «О гражданстве» 1994 года и «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» 1995-го было установлено более 70 ограничений для неграждан, в том числе запрет работать на государственной службе.
Из скромного следователя, подрабатывавшего учительством в Каугурской средней школе, а затем в Полицейской академии, Юдин дослужился до одного из самых высокооплачиваемых депутатов Сейма.
Если из его первой декларации должностного лица (2002 год) видно, что, работая лектором в пяти местах, он смог накопить 800 латов (1100 евро) на банковском счету, то 20 лет спустя, на двенадцатый год пребывания в парламенте, его ежегодный доход превысил 66 тысяч евро, а накопления в пяти банках и пенсионных фондах подбираются к 100 тысячам.
В июле 2017 года Юдина «попутал бес» — вместе с диссидентами родной партии он создал новую, «Движение "За!"», однако всего через полгода одумался и вернулся. С тех пор он стал ярым сторонником самых одиозных идей власти: о ювенальной юстиции, о защите доносчиков, о «ковидных» репрессиях.
Последнюю мысль о лишении гражданства ему, очевидно, навеяла «успешная» акция по выдавливанию престарелых граждан России, выразивших неготовность в очередной раз сдать латышский язык и поприветствовать снос Памятника освободителям Риги.
«Получая гражданство в порядке натурализации, персона дает торжественное обещание быть лояльной демократической и независимой Латвийской Республике. Если персона совершила деяния, направленные на силовое свержение государственной власти, смену государственного устройства, поддержку военных преступлений, у государства есть право пересмотреть свои отношения с такой персоной и отнять гражданство согласно первой части статьи 24 закона "О гражданстве". Поскольку для Латвии обязательна Конвенция о предотвращении безгражданства 1961 года, такая персона не теряет подданства, но становится негражданином», — рассуждает юрист с научной степенью.
В своих дальнейших рассуждениях Юдин договорился до того, что статус негражданина «провинившемуся» будет предоставлен не навсегда, а лишь на два года, в течение которых такой человек должен будет получить... паспорт России как правопреемницы СССР.
Ни экс-советского милиционера, ни его патронессу, премьера нового правительства, не смутило, что в своих законописаниях они вторгаются на чужую территорию.
Суверенное право предоставлять свое гражданство каждая страна реализует самостоятельно, и у Латвии нет права требовать этого от России в отношении собственных дважды пораженных в правах жителей.
«Кто надругался над Андреем Юдиным? Кому он все время хочет отомстить? Насколько знаю его по работе в Сейме, он постоянно носится с подобными нелогичными и юридически спорными предложениями. Все они задуманы, чтобы кого-то наказать, ограничить, обобрать. И ни одного, чтобы помочь людям.
Юдин-юрист придумал, как можно отнять гражданство у тех, кто раньше был негражданином, и юрист Силиня, как попугай, это повторяет. За два года человек должен приобрести другое гражданство. А если не приобретет? Что тогда? В космос его запустят? Пусть бы кто-то отнял у Юдина диплом юриста на два года, пусть сдаст экзамен по новой», — недоумевает лидер оппозиционной партии «Суверенная власть» и правозащитник Юлия Степаненко.
Комментаторы отмечают, что доказать факт антигосударственной деятельности сложно и затратно, поэтому законодатели стремятся создать другой инструмент давления на умы сограждан.
Однако и он может работать только на основе доказанных фактов, а это снова следствие, уголовный процесс и суд.
«Вначале пусть Юдин и Силиня повторят клятву депутата. Это большой вопрос, как при своей политике они все еще находятся в Сейме и правительстве», — предлагает Айварс Ратниекс.
«Уже несколько лет наблюдается, что за демократию выдают указания заокеанской Демократической партии, от которой одно название и осталось, — иронизирует Виестурс Розенбергс. — Какая там была знаменитая цитата? Снизить количество жителей, чтобы наши дети жили в более чистой среде?»
«Все просто. Чтобы реализовать гнусные планы чужой власти, нужно расколотое общество. Андрей Юдин уже долгое время выделяется особым рвением в создании напряжения в обществе. Это прискорбно», — констатирует Зинтис Вигулис.
Провокационный характер предложения правящей партии виден невооруженным глазом.
И посмеиваясь над этим абсурдом, за которым может появиться и идея штрафовать жителей за отсутствие денег, латвийцы все же ясно видят в нем риторику разжигания ненависти. Но правящих этнократов за это ни разу не привлекли к ответственности. Например, бывшего депутата Сейма от Новой консервативной партии Рейниса Знотиньша, устроившего драку в подъезде с русскими соседями, оштрафовали всего на 100 евро.