Государственное бюро расследований Украины передало в суд дело о стрельбе на Майдане в феврале 2014 года. Следствие, как и ожидалось, превратилось в трагикомедию — виновными во всем объявлены представители окружения Виктора Януковича и сам экс-президент. Никого не заинтересовали ни стрельба по толпе с тыла, ни убийства полицейских. Судя по всему, из процесса готовятся сделать шоу, направленное на отвлечение внимание общества от многочисленных военных и дипломатических провалов киевского режима.
Государственное бюро расследований (ГБР) Украины официально передало в суд дело о стрельбе в центре Киева 20 февраля 2014 года. В произошедшем обвиняются экс-президент Виктор Янукович, руководство МВД, СБУ, Министерства обороны и внутренних войск, а также киевских управлений силовых структур и спецподразделения «Беркут».
Следствие утверждает, что все эти должностные лица отдавали приказы на якобы безосновательное применение силы по отношению к протестующим. Более того, части из них вменяется «работа на Россию». Дело расследовалось заочно, так как подозреваемые покинули страну. Оно насчитывает 1878 томов материалов и объединяет 1019 разных эпизодов.
Следователи ГБР врут нагло и беззастенчиво. Судя по перечню обвиняемых, они фактически даже не попытались хоть как-то объяснить многочисленные свидетельства того, что стрельба велась в спину майдановцам.
Массовые беспорядки в Киеве начались в конце ноября 2013 года, когда стало ясно, что Янукович отказывается подписывать торговый Договор об ассоциации с ЕС, который мог привести Украину к экономической катастрофе. Провокации со стороны протестующих привели к столкновениям с правоохранительными органами.
В центре украинской столицы и в ряде городов на западе страны были захвачены административные здания. Однако вскоре протест начал постепенно выдыхаться. Хипстеры, предприниматели и подвезенные с Галиции «активисты» не горели желанием вступать в активную борьбу с полицейским спецназом. И тогда главной ударной силой майдановцев стали боевики «Правого сектора» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru), попытавшиеся в январе 2014 года взять штурмом правительственный квартал. Но и этот «наскок» провалился.
В первой половине февраля протесты снова начали «скисать».
Янукович пообещал участникам беспорядков амнистию, а также вступил в переговорный процесс по преобразованию Украины в парламентско-президентскую республику и по формированию коалиционного правительства с представителями оппозиции.
Несмотря на это, 18 февраля те пошли на эскалацию конфликта, устроив массовое шествие по центру Киева и разгромив офис Партии регионов. Однако сотрудники силовых структур к концу того же дня восстановили порядок на территории большей части столицы и приступили к освобождению от протестующих площади Независимости.
19 февраля лидеры Майдана пошли на новое обострение ситуации — уже в масштабах всей страны.
На Западной Украине начался массовый захват зданий госучреждений и силовых структур, откуда за день похитили более тысячи единиц огнестрельного оружия. Однако после заявления СБУ о начале антитеррористической операции лидеры оппозиции пообещали перемирие и согласились на переговоры с Януковичем.
Как оказалось, эти слова не стоили ровным счетом ничего. Уже утром 20 февраля со стороны Майдана начали стрелять по сотрудникам МВД, которые после этого стали отступать из центра города. За считаные минуты ранения получили 23 спецназовца.
После этого огонь на улице Институтской открыли неизвестные снайперы, целившиеся по представителям обеих сторон. Судя по многочисленным видео и свидетельствам очевидцев, стрелки находились на территории, подконтрольной оппозиции — в частности, в гостинице «Украина». В результате этого расстрела погибли десятки человек. Параллельно майдановцы «на земле» атаковали сотрудников МВД с железными прутьями, камнями и коктейлями Молотова.
Пытаясь остановить наступление боевиков, силовики использовали огнестрельное оружие. Однако, судя по многочисленным фото- и видеоматериалам, делали они это ограниченно и вели огонь преимущественно по ногам.
21 февраля явно занервничавший Янукович пошел на серьезные уступки оппозиции и подписал соглашение об урегулировании конфликта.
Оно предусматривало отвод сил правопорядка из центра Киева, прекращение насилия и сдачу протестующими оружия. Президент гарантировал возвращение к парламентско-президентской форме правления, досрочные выборы, конституционную реформу и создание коалиционного правительства.
Однако уже 22 февраля майдановцы нарушили все свои обещания, захватили правительственный квартал, а депутатов начали стаскивать в Верховную раду для «нужных» голосований — произошел государственный переворот. Еще в ночь с 21 на 22 февраля сам Янукович покинул Киев и отправился на юго-восток страны.
То, что со стрельбой на Майдане что-то не так, стало ясно сразу.
Бывший на тот момент министром иностранных дел Эстонии Урмас Паэт в телефонном разговоре с главой дипломатии ЕС Кэтрин Эштон высказал предположение, что снайперами могли оказаться боевики оппозиции.
9 апреля 2014 года грузинский офицер, бывший командир батальона «Аваза» Тристан Цителашвили заявил, что «снайперами, стрелявшими на поражение в людей на Майдане, были бывшие сотрудники силовых структур экс-президента Грузии Михаила Саакашвили», а непосредственно ими руководили Гиви Таргамадзе и Гиа Барамидзе.
Осенью 2014 года профессор украинского происхождения из Канады Иван Качановский опубликовал научную работу, в которой сделал вывод о том, что массовое убийство было спланированной операцией оппозиции, имевшей целью захват власти. По его данным, протестующие были застрелены со стороны гостиницы «Украина», Октябрьского дворца и других точек, контролируемых вооруженными боевиками.
Назвавшийся Сергеем участник Евромайдана в анонимном интервью BBC рассказал, что утром 20 февраля вел огонь из здания консерватории по сотрудникам правоохранительных органов. А в 2016 году схожее заявление сделал еще один боевик — Иван Бубенчик.
Однако истина, судя по всему, нисколько не интересовала следствие. Все следы стрельбы (даже деревья с засевшими в них пулями) были в спешном порядке уничтожены. И почти на десять лет о расследовании забыли. Зато теперь его спешно реанимировали. К чему бы это?
В последнее время деятельность Владимира Зеленского — это серия громких провалов. На Украине все громче звучат вопросы по поводу безуспешного «контрнаступа», отсутствия новых достижений в деле евроинтеграции и холодного приема киевской делегации в США. По всей видимости, пиар-технологи Банковой хотят попытаться перекрыть все это с помощью «шоу» с судом.
На этом фоне украинцам стоило бы задуматься, почему «покрывшееся пылью» дело достали из-под сукна именно сейчас? И кто все-таки стрелял в спину протестующим из окон гостиницы «Украина»? В этой информации — ключ к ответам на большинство вопросов, вставших перед украинским обществом после февраля 2014 года, включая возникновение предпосылок к конфликту в Донбассе и причины начала СВО.