Брюссель недавно вновь отказал Румынии во вступлении в Шенгенскую зону из-за высокого уровня коррупции. В то же время обладательница румынского паспорта Майя Санду, которой нечем похвастать за свое более чем двухлетнее правление, обещает молдаванам скорое членство республики в ЕС — это, мол, решит все их проблемы. Но, как показывает история с «шенгеном», Молдову, если допустить, что она когда-нибудь станет частью Евросоюза, ждет участь страны даже не второго, а третьего сорта.
Евросоюз декларирует полное равенство и взаимоуважение всех входящих в него стран. На уровне каких-то формальных уставных положений все так и обстоит. Например, все кардинальные решения должны приниматься единогласно, и если любой член ЕС выступает против, то этого вполне достаточно, чтобы свернуть обсуждение.
Однако практика показывает, что подобные случаи происходят крайне редко, и мало кто способен категорично пойти против общего мнения. Если подобные поползновения все же случаются, можно смело утверждать, что выбивающийся из общего хора «возмутитель спокойствия» просто-напросто выторговывает себе некие особые преференции — увеличение дотаций из Брюсселя или какие-то другие уступки.
Если же страна запрашивает слишком много, с ней могут поступить совсем по-другому, а несговорчивость строго наказывается. Впрочем, подобные меры принимаются далеко не ко всем. Страны-основатели из Западной Европы могут позволить себе гораздо больше, чем восточноевропейские государства, присоединившиеся к Евросоюзу на разных этапах его расширения.
Но даже среди членов ЕС, условно говоря, «второго сорта» существуют те, кто стремится играть более заметную роль, чем их ближайшие соседи.
В первую очередь это касается Польши, которая грезит о ее некогда огромных владениях «от моря до моря» и пытается стать своего рода старостой в группе под называнием «Восточная Европа». Но в районе Черного моря есть и другой претендент на роль регионального лидера — Румыния.
Правда, максимум, на что она может рассчитывать на сегодняшний день, это превращение в еще один военный плацдарм против России. Именно для поддержания южного фланга НАТО Румыния накачивается не только современными вооружениями, но и воинскими контингентами, прежде всего США и Франции. А вот с политическим признанием Бухареста как равноправного партнера на Западе не спешат.
Совсем недавно Румынии, члену ЕС с 2007 года, в очередной раз отказали в возможности присоединения к Шенгенскому соглашению.
Несмотря на уже довольно длительный срок ее членства в «европейской семье», пограничные посты на рубежах с Венгрией по-прежнему стоят и фильтруют всех, кто желает проехать дальше на запад. Нет, конечно, для самих румын препятствий в путешествиях по Европе нет, но «потомкам гордых даков» все-таки обидно находиться на положении второсортных европейцев. Тем более что в Шенгенскую зону уже вошла Хорватия, которую приняли в ЕС гораздо позже.
В чем же причины такого неравенства? Во многом в запредельном по меркам Евросоюза уровне коррупции. Основными противниками приема Румынии и Болгарии в «шенген» являются Нидерланды и Австрия.
Канцлер Австрии Карл Нехаммер недавно заявил: «Нам нужно больше времени. На данный момент в стране 75 тысяч незарегистрированных нелегальных мигрантов — это означает, что они пересекли внешнюю границу ЕС и добрались до нас. Сначала нужно решить эту проблему».
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте вообще поставил под сомнение способность Румынии и Болгарии охранять свои рубежи и намекнул, что мигранты могут незаконно попасть в эти страны, заплатив 50 евро пограничникам.
Из-за этого Бухарест и София в очередной раз и ударились лбом в «шлагбаум» Шенгенской зоны. Более того, этот отказ влечет за собой серьезные экономические потери.
Как заявил министр транспорта Румынии Сорин Гриндяну, для страны «влияние невхождения в "шенген" составляет 2% ВВП» только в области товарооборота, отметив, что точная цифра будет определена после консультаций между правительством и перевозчиками. Потери других отраслей пока только подсчитываются, а тем временем румыны уже потребовали компенсаций.
Так, депутат Европарламента от партии «Союз спасения Румынии» Влад Георге поднял этот вопрос, выставив Австрии счет на сумму 11 миллиардов евро. Там же считают, что Еврокомиссия должна проанализировать возможные механизмы возмещения финансовых потерь, которые понесли Болгария и Румыния в результате «негативного и необоснованного отказа в членстве в Шенгенской зоне».
Пока к востоку от реки Прут обиженно подсчитывают убытки от дискриминации со стороны ЕС, на западном берегу усиленно готовятся к вступлению в европейский клуб любителей политического мазохизма.
Речь идет о Молдове, где режим Майи Санду и поддерживающей ее партии «Действие и солидарность» (PAS) довел страну буквально «до ручки». Попытка избавиться от «энергетической зависимости» от России, которая выразилась в отказе от дешевого природного газа и его закупке втридорога на европейских биржах, привела к многократному росту тарифов, в том числе и на электроэнергию, рекордному росту инфляции и обнищанию подавляющего большинства населения. Взамен власти не смогли предложить ничего лучшего, чем статус кандидата на вступление в ЕС, который Молдова получила «прицепом» к Украине.
Для части молдаван, не задумывающихся о происходящем вокруг, это еще продолжает иметь определенное значение.
В своих агитационных выступлениях в пользу евроинтеграции Санду не говорит о экономических последствиях данного шага для страны, упирая на то, что «вступление в ЕС — это не просто политический выбор, это единственный способ защитить свободу, мир и демократию».
А между тем молдавский бизнес несет убытки с 2014 года, когда Молдова подписала Договор об ассоциации с ЕС, который обернулся открытием внутреннего рынка республики для западных товаров и сельхозпродукции. Взамен местные производители практически ничего не получили в плане облегчения и увеличения экспорта в Евросоюз.
Рассказы Санду о том, что Молдова скоро станет членом ЕС, — не более чем популизм, пропаганда правящего режима, направленная на то, чтобы сохранить власть.
Сейчас, перед местными выборами, провластные СМИ усиленно «скармливают» информацию о том, что уже в конце этого года могут начаться переговоры Кишинева и Брюсселя о вступлении в ЕС. Хотя официально признается, что выполнены только три из девяти выставленных для этого Евросоюзом условий. Однако предвыборная риторика требует предъявления хоть каких-то достижений за два года правления, поэтому «евроинтеграторы» идут на явную подтасовку фактов.
Понятно, что ЕС отнюдь не стремится принять в свои ряды Молдову, где «борьба с коррупцией» существует только на словах. В реальности же взяточничество только ширится, обогащая чиновников, приближенных к Санду и правящей партии, пока жители республики нищают из-за действий правительства «хороших людей».
Ситуация с более экономически развитой Румынией очень показательна для молдаван: не стоит обольщаться относительно перспектив евроинтеграции, ведь никаких внутригосударственных проблем вступление в ЕС не решит.
Даже если когда-либо в отдаленном будущем Молдова все же станет частью «европейской семьи», то лишь в роли «третьесортного» члена, за счет которого будут самоутверждаться такие «второсортные», как Румыния или страны Прибалтики.
Нужно ли это простым молдаванам? Вопрос риторический. А вот нынешним первым лицам республики это просто необходимо для сохранения власти.