Власти стран Прибалтики уже более 30 лет абсолютно не стесняются проводимой ими дискриминационной политики в отношении местного русскоязычного населения. Более того, в последнее время они решили окончательно избавиться от «надоедливого» меньшинства, «смеющего» отстаивать права человека, которые вроде бы являются главной ценностью «цивилизованного» Запада. Очевидно, что прибалтийские националисты чувствуют себя столь вольготно в своих иезуитских экспериментах потому, что из Брюсселя их вряд ли когда-нибудь всерьез одернут.
В по-настоящему значительном количестве русские появились в Прибалтике в советское время. Стремясь сделать из Литвы, Латвии и Эстонии «витрину социализма», СССР развивал на территориях, до того бывших преимущественно аграрными, промышленное производство, для которого требовались работники высокой квалификации. Поэтому туда со всей страны направлялись инженеры, строители и представители других специальностей.
В то время эти три республики жили лучше остальных двенадцати и обладали развитой инфраструктурой вовсе не из-за того, что у представителей коренного населения более развитая моторика рук или наибольшая склонность к техническому мышлению. Да, сегодня тамошние националисты уже успели договориться и до такого.
После обретения независимости Литва, Латвия и Эстония умудрились совершенно бездарно и в удивительно короткие сроки профукать доставшееся им советское наследство в виде заводов и фабрик.
После этого они вплотную приступили к решению национального вопроса, напринимав законов об иностранцах, о гражданстве и о государственном языке, откровенно дискриминирующих местные русскоязычные общины.
Главной целью при этом было выдавить «понаехавших» на «историческую родину». Усилия, надо сознаться, прилагались значительные. Чего стоит одно только введение так называемого института неграждан, когда достойными всех благ западной демократии были признаны лишь подданные довоенных Латвии и Эстонии, а также их потомки.
Таким образом, значительную часть населения лишили избирательных прав, возможности служить в армии и правоохранительных органах, работать чиновниками, адвокатами, фармацевтами и представителями ряда других профессий, ограничив в приобретении недвижимости, правах на приватизационные сертификаты, ущемив при подсчете пенсионного стажа… Всего и не перечислишь — латвийский Комитет по правам человека насчитывает 80 дискриминационных пунктов.
Тем не менее этнические русские до сих пор составляют крупнейшее национальное меньшинство в Латвии (23,66% по состоянию на начало 2023 года) и Эстонии (22,46%). Это самый большой процент населения среди всех стран мира. Стоит добавить: притесняемого населения. Отчаявшись дождаться справедливости, многие решили получить российское гражданство.
Между тем в заявлениях о намерении решить проблему русскоязычных недостатка нет. Правда, методы при этом выбираются самые иезуитские, а уровень лицемерия зашкаливает. Самым ярким примером здесь можно считать экзамен на знание государственного языка.
В августе 2022-го власти Латвии решили продлевать вид на жительство для проживающих в стране обладателей паспортов РФ только в исключительных случаях. Подавляющему же большинству россиян поставили условие: выучить латышский язык не ниже чем на уровень А2. Это подразумевает способность общаться на бытовые и знакомые профессиональные темы, читать и понимать тексты о жизни и работе, а также заполнять типовые документы. Времени на обучение отвели ровно год.
Сами же латвийские бюрократы признавали, что за указанный период они смогут обеспечить языковыми курсами всего 400 желающих. Неудивительно, что экзамен провалили или попросту не явились на него около шести тысяч человек. Все они теперь могут получить предписание покинуть страну, а некоторым уже успели прислать «письма счастья».
На сборы, по словам главы комиссии Сейма Латвии по гражданству и сплочению общества (вы только прислушайтесь, как издевательски звучит!) Ингмарса Лидака, им щедро предоставили три месяца.
Сам экзаменационный марафон изобиловал различными эксцессами. Например, весь мир облетели кадры с 74-летней бабушкой, страдающей атеросклерозом, которую привезли на испытания в инвалидном кресле. Поле этого даже самые упертые латышские националисты сообразили, что малость переборщили.
«Это было политическое решение, которое приняли в предвыборной атмосфере. Такие обычно не предлагают технически и юридически продуманного решения», — вынужден был признать Марис Кучинскис, бывший на тот момент министром внутренних дел Латвии.
В закон об иммиграции спешно ввели поправки, разрешающие не сдавшим языковой тест или вообще не слышавшим о таковом повторно экзаменоваться до 30 ноября, а также освободили от этой обязанности «лиц моложе 15 и старше 75 лет». Увы, пресловутой старушке именно столько стукнет в апреле 2024-го, так что ее вполне могут «попросить на выход».
Дискриминационные процессы происходят и в соседней Эстонии, где русских в процентном отношении сейчас насчитывается без малого четверть от общего количества населения. Кроме того, высылаемым из Латвии россиянам не стоит рассчитывать на сочувствие официального Таллина. Департамент полиции и пограничной охраны станет следить за тем, чтобы они не задержались в стране в случае депортации.
Знают ли о прибалтийском беспределе в отношении русскоязычных в более «цивилизованной» части Европы?
Конечно же, знают. В сентябре 2015 года Европарламент даже признал полмиллиона проживающих на территории ЕС (понятно, где преимущественно) лиц без гражданства жертвами дискриминации. За пункт резолюции об эстонских и латвийских негражданах под названием «О ситуации с фундаментальными правами в ЕС» проголосовали 357 евродепутатов, против — 331. Однако принципиальную поправку с призывом дать им право голоса на местных и общеевропейских выборах отклонили. Такая вот последовательная демократическая логика.
Зато в Брюсселе неустанно мониторят обстановку с правами человека в России, Беларуси, Китае, Иране… И регулярно — тут уж без всяких разногласий — принимают критические резолюции в отношении «недемократических режимов».
По мнению многих политологов, причина такой избирательности — уверенность в том, что ситуация с правами и свободами в странах — членах ЕС идеальна или, во всяком случае, близка к таковой. Так что даже заморачиваться на обсуждениях возможных нарушений не стоит.
На данную тему исчерпывающе высказался исследовательский центр Global Research, назвавший Евросоюз и конкретно Латвию «беспочвенными параноиками по вине основных СМИ, утверждающих, что все этнические русские и русскоязычные за пределами Российской Федерации — "пятая колонна"».
Аналитики считают, что политика Латвии (от себя добавим — а равно и Эстонии) предполагает скоординировать усилия и подавить русское меньшинство до такой степени, чтобы его представители добровольно «зачистили себя» из этих республик.
Именно поэтому не только латышские, но и все прочие прибалтийские националисты так вольготно себя чувствуют в рамках ЕС. Уж откуда-откуда, а из Брюсселя их вряд ли когда-нибудь всерьез одернут.