Власти Латвии приняли решение о закрытии очередного пропускного пункта на границе с Беларусью по причине якобы возросшего давления со стороны мигрантов. Однако звучат такие объяснения, мягко говоря, неубедительно. Нелегалы вряд ли настроены проходить таможню и пограничный досмотр. Официальная Рига прикрывается беженцами, словно фиговым листком, реализуя враждебную политику, направленную на транспортную блокаду Беларуси и ограничение доступа на ее территорию собственных граждан. Ведь люди, посещая Минск и другие белорусские города, собственными глазами видят, что жизнь там выглядит совсем не так, как ее рисуют западные СМИ.
Власти Латвии приняли решение прекратить работу пограничного пункта Силене (с белорусской стороны — Урбаны) на границе с Беларусью. Соответствующее заявление распространило Министерство внутренних дел. В ведомстве уточнили, что это якобы связано с увеличением давления со стороны нелегальных мигрантов в три раза за короткий временной период.
Данный КПП ежедневно пересекало в обоих направлениях в среднем более 1200 человек и 170 грузовых автомобилей. Ранее были закрыты еще три пункта пропуска. Теперь функционирует только один — Патерниеки.
На самом деле, все эти шаги — часть масштабной стратегии, которую выработали страны Прибалтики и Польша.
28 августа в Варшаве прошла встреча министров внутренних дел Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. На ней изначально планировалось обсудить полное закрытие границ республик с Беларусью. Формальным поводом стало присутствие на ее территории бойцов группы «Вагнер», а также мигрантов из стран Африки и Азии.
За десять дней до этого Литва уже закрыла два пограничных с Беларусью контрольно-пропускных пункта — в Шумскасе и Тверячюсе. Тогда же официальный Вильнюс заявил о намерении прекратить работу еще двух КПП — в населенных пунктах Лаворишкес и Райгардас.
На Варшавском совещании все же решили не идти до конца; мол, полностью перекрывать границу намерены только в случае неких новых «инцидентов». Также в очередной раз была озвучена мантра о необходимости вывода из Беларуси «музыкантов» и отправки домой беженцев, находящихся сейчас на ее территории.
Впрочем, даже без тотального перекрытия границы, учитывая, что литовские власти уже успели наворотить, на работающих все еще КПП образовались пробки.
«Это открытая провокация, открытая информационная война, где просто дебилизируют тех, кто не умеет анализировать реальное положение дел. Со стороны Беларуси никакой агрессии и ненависти к соседям нет. Действия Польши и Прибалтики — уже не шутки. Мы проводили и проводим добрососедскую миролюбивую политику», — заявил по этому поводу заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Беларуси Тенгиз Думбадзе.
На закрытие КПП Силене — Урбаны официальный Минск пообещал дать адекватный ответ.
«Беларусь отреагирует на немотивированную блокаду грузовых и пассажирских потоков в том числе конкретными экономическими мерами… Не мы были инициаторами одностороннего выхода Латвии из соглашений о приграничном сотрудничестве, подрыва нормального взаимодействия пограничных, таможенных и иных служб, создания искусственных очередей на границе…», — заявили в МИД республики.
Формальные объяснения латвийской стороны в Минске никого не удовлетворили.
«Неуклюжие попытки официальной Риги обосновать это интересами укрепления охраны границы не выдерживают никакой критики. Очевидно, что нелегальные мигранты не пользуются официальными пунктами пропуска. А несколько десятков высвобождающихся при этом офицеров латвийской погранслужбы едва ли способны кардинально усилить охрану границы. Похоже на то, что данное решение было согласовано еще в ходе совещания министров внутренних дел стран Балтии и Польши в конце августа 2023 года в Варшаве», — добавили в Министерстве иностранных дел Беларуси.
Действительно, те поводы, которыми восточноевропейские члены НАТО обосновывают свою антибелорусскую пограничную активность, смешны и нелепы.
Сложно представить себе бойцов «Вагнера», которые на автобусе отправились бы в Ригу или Вильнюс, чтобы коварно сменить там власть.
Не менее забавно выглядит фантазия об афганцах или иракцах, дискутирующих с прибалтийскими пограничниками на КПП о том, нужны ли им визы для въезда в Евросоюз. Если представителям Польши, Литвы или Латвии что-то не нравится в миграционных вопросах, то гораздо проще обсудить это с Александром Лукашенко.
На Западе его, может, и не любят, но прекрасно знают, что он человек прямой и надежный, и говорить с ним обо всем можно начистоту. И если вести с ним переговоры не захотели, значит, реальная проблема, из-за которой устраивается «ползучая» блокада, значительно шире и не подлежит публичному обсуждению.
Одной из ее возможных причин эксперты называют желание Варшавы, Вильнюса и Риги нанести экономический ущерб Беларуси, России, а заодно и Китаю. Полное перекрытие границы окончательно «положит» сухопутные пути сообщения Минска, Москвы и Пекина с Европой (вернее, с ее относительно адекватной частью).
Но есть у Польши с республиками Прибалтики и еще один повод злиться на Беларусь, который они ни за что не признают.
В 2022 году официальный Минск ввел безвизовый режим для граждан Литвы, Латвии и Польши. Жители этих стран получили возможность совершать туристические поездки и устраивать шопинг в белорусских магазинах, убеждаясь при этом, что жизнь в Беларуси, вопреки страшилкам, распространяемым их СМИ, имеет массу преимуществ.
За первое полугодие 2023-го республику посетили 230 тысяч одних только литовцев.
«Там продают это лекарство за полтора евро, а здесь оно стоит 10–12 евро. Для пенсионерки это намного лучше. Я покупаю его, разворачиваюсь и еду обратно», — цитируют литовские СМИ пожилую женщину, делающую покупки в Беларуси.
При этом она утверждает, что политика ей совершенно неинтересна.
Другой собеседник журналистов прямо заявляет, что рассказы официального Вильнюса о «злых кгбешниках» и прочих ужасах белорусской действительности — это ложь.
«А вы любите лапшу на ушах? Я не люблю, вот так и есть. Что там такого может случиться? Это ерунда, мне смешно… С соседями было бы удобнее дружить, но конфронтация почему-то необходима. Кому это выгодно?», — говорит мужчина.
Понятно, что туристические поездки в Беларусь не изменят ничего в один момент, но капля, как известно, камень точит. Если в Прибалтике и Польше так боятся, что их граждане узнают правду о реалиях обычных белорусов, возможно, стоило бы больше заниматься обеспечением качества жизни своих соотечественников, а не военно-политическими интригами в интересах Лондона и Вашингтона? Тогда и КПП закрывать бы не пришлось…