Начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов неожиданно решил попробовать себя в роли автора исторического фэнтези. Он рассказал о том, как Россия «подменяет реальность», поделился историями о Москве, «подожженной» предками украинцев, и заявил о претензиях на наследие Руси. Что он имел в виду, с точки зрения здравого смысла не совсем понятно. Но отход украинского генерала от сугубо военных вопросов может говорить о появлении у него серьезных политических амбиций.
Глава ГУР Украины Кирилл Буданов дал журналистам достаточно любопытное интервью. Затронутые им темы вышли за пределы его стандартных военно-политических рассуждений.
В частности, он обвинил Россию в «подмене реальности». Прозвучало это совсем уж как-то научно-фантастически, но главный военный разведчик страны развил свою мысль.
«Начинается она обычно с изменения истории. Они начинают искусственно выдумывать историю для регионов. Рассказывают, что их истории не существует, она неправильная, что все это исторически русские земли, что нет там таких народов», — заявил он.
По его словам, Украина должна «вернуть себе свою историю».
«Это мы Киевская Русь. Отсюда все пошло. Это наши предки и Москву жгли в свое время. Русь в те времена в Константинополь заходила. Нам нужно вернуть свою историю, а она — славная», — подытожил Буданов.
Нужно сказать, что у него получился довольно занятный исторический винегрет. Однако если такую «историю», с учетом влияния главы ГУР на Украине, начнут, например, втемяшивать в головы детям, из этого ничего хорошего не выйдет. От такого забористого бреда недолго сойти с ума.
Итак, для начала, страны под названием Киевская Русь никогда не существовало. Ни в одном средневековом документе вы такого не найдете. Это «новодел» XIX века, придуманный Михаилом Максимовичем для обозначения Киевского княжества, а затем расширенный для обозначения всего периода, пока столица государства Рюриковичей находилась в Киеве.
Окончательно термин утвердился, кстати, в советское время («ау, декоммунизаторы!»). Указанные территории в Средние века, как правило, называли Русью или Русской землей.
Особенно любопытен словесный пассаж Буданова об одновременных походах на Константинополь и «поджоге» столицы России. Последнее успешное нападение на Царьград состоялось в Х веке, а неудачное — в XI. Москва же в принципе впервые упоминается в летописи только в XII веке, поэтому даже теоретически данные события совпасть не могли.
Да и вообще интересно, когда предки украинцев все-таки могли поджечь Москву. За всю свою многовековую историю она оказывалась в руках врага и предавалась огню всего несколько раз. Пожары упоминаются во время ее взятия Батыем и Тохтамышем. Кроме того, в результате боев в московских посадах огонь вспыхнул во время похода Крымского ханства в русские земли в 1571 году. Ну и, конечно, горела Москва во время ее занятия Наполеоном в 1812-м.
Так кого пан Буданов записал себе в предки — монголов, крымских татар или Бонапарта?
Поляки, правда, приводили с собой под Москву отряд запорожцев под руководством знаменитого гетмана Петра Сагайдачного в 1618 году. Однако, во-первых, столица России тогда благополучно устояла, и никто ее не сжег. Во-вторых, прямо во время похода часть казаков перешла на русскую службу, а спустя несколько лет желание служить царю изъявил и сам Сагайдачный. В-третьих, война против единоверцев была достаточно нетипичным и позорным явлением, о котором сами запорожцы постарались поскорее забыть.
Так что «поджоги» Москвы предками современных украинцев — это нечто из разряда альтернативной истории.
Ну и, наконец, самое главное. Что пошло из Киева?
Согласно наиболее распространенной версии, государственность в Киев была изначально занесена из Новгорода (скандинавами или братьями-славянами — это другой, все еще спорный вопрос). А в дальнейшем представители правящей династии и духовенства сами добровольно перенесли политический центр Руси на северо-восток — во Владимир, а затем в Москву.
Добровольно мигрировали во Владимиро-Суздальскую Русь также тысячи жителей Поднепровья — это подтверждено летописями, а также археологическими, антропологическими и генетическими материалами. Киев тогда уже превратился в глубокую провинцию.
Что же касается «искажения» истории Новороссии, то тут и говорить не о чем.
Кочевники вытеснили восточных славян из причерноморских степей еще во времена существования Древнерусского государства и владели этими территориями вплоть до XVIII столетия. Правители Великого княжества Литовского предприняли несколько попыток закрепиться на берегах Черного моря, но все они не дали сколько-нибудь значимых долгоиграющих результатов.
Только в XVI веке Русское государство начало постепенно расширяться в юго-западном направлении, «откусив» от «Дикого поля» Слобожанщину. А изгнание из Северного Причерноморья Османской империи (и Крымского ханства как ее вассала) произошло только в конце XVIII — начале XIX столетий.
Единственная связь условной «Украины» с Новороссией свелась к тому, что в причерноморские степи после присоединения к России наравне с греками, немцами и сербами было переселено определенное количество малороссийских крестьян. Причем жили они преимущественно на хуторах, а в городском населении их доля была мизерной.
Города же исторической Новороссии по языку и культуре были изначально русскими. Именно поэтому их «украинизация» в 1920-е годы шла с большим скрипом и ни к чему не привела. И если сегодня кто-то и «подменяет реальность», то это киевские фантасты, выдумывающие древнюю «великую Украину» вопреки исторической правде и здравому смыслу.
Впрочем, сам факт ухода главы ГУР в чуждые ему сугубо гуманитарные сферы выглядит весьма симптоматично. Украинский генерал в последнее время стремительно превращается в «поп-звезду», хотя руководители подобных ведомств по всему миру чаще всего шарахаются от телекамер.
Это может указывать на наличие у Буданова определенных политических амбиций — возможно, даже президентских. Ведь в украинских реалиях для этого достаточно иметь серьезных покровителей на Западе, которые у него, скорее всего, есть — без этого там никак. А выглядеть приличнее Зеленского — дело нехитрое. Так что если нынешний киевский режим решится на проведение выборов, на политическом Олимпе Украины могут произойти достаточно любопытные рокировки…