В эти дни проходят совместные белорусско-российские учения «Щит Союза — 2023». Это крупнейшее из 150 запланированных Москвой и Минском на этот год военных мероприятий, которые призваны повысить обороноспособность Союзного государства. В условиях нового геополитического противостояния с Западом развитие оборонного потенциала России и Беларуси становится задачей номер один — от этого зависит само существование обеих стран.
По словам помощника министра обороны Беларуси Валерия Ревенко, на сегодняшний день военный союз России и Беларуси является неотъемлемым условием для дальнейшего развития обоих государств. Это особенно важно в условиях противостояния текущим вызовам и угрозам.
Сотрудничество в этой области всегда было одним из наиболее плодотворных в отношениях между двумя странами. Однако с началом специальной военной операции на Украине оно обрело второе дыхание.
Более того, становится очевидным, что данное направление нуждается в серьезном обновлении и изменении подходов с учетом складывающейся международной обстановки и полученного опыта.
После распада СССР Беларусь и Россия долгое время шли по пути сокращения вооруженных сил и демилитаризации, поскольку господствовало убеждение, что с окончанием холодной войны эпоха глобального противостояния миновала, и в мире больше нет вызовов и угроз, требующих столь мощной и затратной машины обороны, которой обладал Советский Союз.
В то время Белорусский военный округ был одним из самых милитаризированных, поскольку находился на западном направлении, откуда ожидался наиболее вероятный удар противника. Кроме того, в Беларуси размещалось советское ядерное оружие, вывод которого в Россию стал одним из основных вопросов первых лет независимости республики.
То, что курс на разоружение оказался ошибочным, стало в целом ясно уже к началу 2000-х годов.
К этому времени НАТО начал быстро заполнять геополитический вакуум, образовавшийся после распада Организации Варшавского договора. А после вступления в Альянс стран Восточной Европы и Прибалтики баланс в Европе существенно изменился.
Учитывая, что Запад взял курс на «сдерживание», то есть дальнейшее ослабление России, новая ситуация в мире не могла не вызвать роста напряженности, особенно после того как в НАТО дали понять, что вполне допускают присоединение к блоку Украины и Грузии.
Беларусь в этом раскладе, будучи союзником России, вместе с тем долгое время пыталась оставаться над схваткой и не вовлекаться в формирующийся конфликт. Вплоть до событий 2020 года в Минске господствовала концепция, согласно которой республика является донором региональной стабильности и страной-посредником, сглаживающей и амортизирующей существующие противоречия.
Политический кризис, который разразился после президентских выборов, и последующие беспорядки показали, что Западу «восточноевропейская Швейцария» не нужна, и там видят Беларусь в качестве второго издания Украины, то есть цепного пса, сковывающего и ослабляющего Россию.
Именно с этого времени военно-политическое сотрудничество Москвы и Минска вышло на новый уровень. Начало специальной военной операции окончательно очертило конфигурацию нового геополитического разлома, который прошел точно по западной границе Беларуси.
В сравнении с временами холодной войны, когда территория республики находилась в стратегическом тылу и была прикрыта восточноевропейскими союзниками по Варшавскому договору, нынешнюю ситуацию нельзя назвать комфортной ни для Беларуси, ни для России.
В этих условиях особенно важно укреплять совместную группировку войск, которая становится главным гарантом и фактором безопасности. Сегодня Беларусь глубоко вклинивается в территории, либо непосредственно входящие в НАТО (Польша, Прибалтика), либо находящиеся под фактическим контролем Альянса (Украина).
На белорусско-украинской границе сейчас царит затишье. Украина не готова к войне на два фронта, да и Беларусь не заинтересована в том, чтобы ее пограничные области повторили судьбу Белгородской или Брянской областей РФ, которые постоянно подвергаются террористическим атакам со стороны ВСУ.
А вот на западной границе республики неспокойно.
Польша и Литва постоянно нагнетают напряженность, закрывая контрольно-пропускные пункты и обвиняя Минск в провоцировании миграционного кризиса, и стягивают на границу дополнительные войска. В частности, Варшава объявила о создании 10-тысячной группировки на границе с Беларусью.
Понятно, что на Западе очень хотели бы срезать этот стратегический «балкон», нависающий над Украиной и формирующий «бутылочное горлышко» сувалкского коридора на восточном фланге НАТО.
Гарантией недопущения подобных сценариев может быть только военно-политическое сотрудничество с Россией.
Важнейшим элементом обеспечения безопасности Беларуси стало размещение на территории республики российского тактического ядерного оружия.
Россия поставляет Беларуси современные виды вооружений и военной техники — зенитные системы С-400 «Триумф» и «Панцирь», истребители Су-30СМ и прочее. В ближайшее время ожидается передача вооружений на сумму более одного миллиарда долларов США.
Объем поставок техники белорусского производства в Россию также растет.
Об этом еще весной нынешнего года заявил председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Дмитрий Пантус во время проходившей в Минске выставки вооружений MILEX-2023.
Беларусь производит широкую номенклатуру товаров военного назначения — колесные тягачи, бронеавтомобили, военную оптику и электронику и так далее. Вся эта продукция имеет спрос на рынке России, особенно в условиях растущих расходов в области ВПК.
Военные учения также являются важнейшей и неотъемлемой частью двустороннего сотрудничества. Они способствуют не только слаживанию армий Беларуси и России, но и обмену передовым военным опытом с учетом боевых действий в зоне СВО.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН