Власти стран Прибалтики все больше превращаются в коллективный русофобский паноптикум, готовый на все, лишь бы выслужиться перед Западом. При этом в большинстве случаев они находятся в авангарде любых инициатив, направленных против России, даже если те отдают откровенным абсурдом. Одним из таких примеров является заявление официальных лиц Литвы, Латвии и Эстонии о том, что на своей территории они собираются отбирать у граждан РФ автомобили, смартфоны, одежду и другие личные вещи.
Можно с уверенностью сказать, что прибалтийская русофобия давно уже стала понятием нарицательным. Литва, Латвия и Эстония зачастую напоминают эдакого коллективного Федю из гайдаевской киноновеллы «Напарник» в момент переклички административно арестованных «суточников»:
— Цементный завод…
— Я!
— Погрузка угля…
— Я!!
— Уборка конюшен…
— Я!!!
Заменить виды исправительных работ антироссийскими и антибелорусскими выходками — и аналогия полная.
Так, в начале весны прошлого года, когда Евросоюз решил «наказать» РФ за начало специальной военной операции на Украине визовыми ограничениями, все три республики приняли эту идею на ура.
И уже в марте приостановили выдачу виз российским гражданам, а в сентябре вообще запретили им въезд через внешние границы по «шенгену». Исключения были сделаны лишь для дипломатов, членов семей, обладателей ВНЖ, водителей большегрузов и, что особенно примечательно, для «хороших русских».
Затем последовала эпопея с закрытием контрольно-пропускных пунктов. В августе этого года литовцы прекратили функционирование КПП «Шумскас» («Лоша») и «Твярячюс» («Визды») на границе с Беларусью. Обоснование решения, немедленно спровоцировавшего транспортный коллапс на четырех оставшихся пунктах пропуска, было просто чудесным — передислокация на территорию участника Союзного государства бойцов ЧВК «Вагнер». Если верить замглавы МВД Литвы Арнольдасу Абрамавичюсу, всего 1200 «музыкантов» представляли едва ли не экзистенциальную угрозу для республики.
Прошло время, ситуация изменилась, и сегодня даже на Западе признают, что абсолютное большинство «вагнеров» покинуло белорусские пределы. Но вышеупомянутые КПП работу так и не возобновили. Более того, официальный Вильнюс все чаще поднимает тему полного закрытия своей юго-восточной границы.
Об аналогичных мерах в отношении РФ речь пока не идет, но лишь благодаря наличию соглашения о «калининградском транзите», которое ЕС вынужден пока худо-бедно, но соблюдать.
Расположившиеся на севере Прибалтики эстонцы, возможно, в силу национального менталитета действуют чуть медленнее. Но в том же направлении: недавно тамошнее МВД вбросило идею закрытия автомобильного пункта пропуска «Койдула» («Кунична гора») на границе с Россией.
За неимением вблизи эстонских рубежей лагерей хоть каких-нибудь ЧВК причину пришлось изобретать другую. Задействовали Минфин, который радостно заявил, что ликвидация КПП позволит сэкономить около 11 миллионов евро. Тем паче что за минувший год количество грузовиков, проехавших через «Койдулу», сократилось на треть (удивительно после устроенной прибалтами свистопляски с ограничениями, не правда ли?).
«Срединная» Латвия, как ни странно, действовала даже медленнее эстонцев. Решение о приостановке работы погранпункта «Силене» («Урбаны») вступило в силу только с 19 сентября. Зато нет сомнения, что резонанс будет даже больше, чем в ситуации с литовско-белорусскими КПП, ведь таковых на границе с Беларусью у Латвии всего-то два. Более того, латвийское МВД заявило, что не исключает полного закрытия восточных границ «всех трех стран Балтии», расписавшись таким образом за обоих своих соседей.
Возвращаясь к теме визовых ограничений для россиян, стоит вспомнить, какой вой подняли литовские СМИ после введения Россией электронных виз в Калининградской области. Бесплатных, к слову.
Причина была проста. Литовцы охотно пользовались новшеством, начав активно посещать самый западный регион РФ и убеждаясь, что там все отнюдь не так плохо, как утверждают вильнюсские пропагандисты. А во многих отношениях даже лучше, чем в Литве, которая вместе с Прибалтикой (да что там — с Евросоюзом в целом) переживает экономический кризис со всеми сопутствующими ему явлениями вроде чудовищного роста цен.
Допустить такую наглядную «агитацию» прибалтийские националисты и русофобы себе позволить не могут. Не дай Бог их сограждане догадаются, что живут вовсе не в «цветущем саду», как бы там ни разглагольствовал по этому поводу верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель. Нет сомнений, что и закрытия КПП с последующим полным перекрытием границ преследуют ту же цель.
Что до россиян, то, опуская новый «железный занавес» (между прочим, кто не знает, предыдущий тоже был сугубо западной инициативой, хотя жители позднего СССР уверены в обратном), Брюссель желает им досадить прежде всего в экономическом отношении.
Пусть даже методами, доходящими до абсурда. Последний пример — запрет въезда автотранспорта с регистрационными номерами РФ.
Коллективный «Федя» и тут в авангарде. Даже немного странно, что на сей раз прибалтов смогли чуть опередить немцы: Германия стала первым государством Евросоюза, которое не только опустило пограничный шлагбаум перед машинами с российским триколором на бампере, но и начало изымать те, которым в этот момент не посчастливилось оказаться на территории ФРГ.
Впрочем, Литва, Латвия и Эстония это отставание в два счета наверстали, поспешив заверить, что будут исполнять решение Еврокомиссии (позволившей странам — членам ЕС трактовать запрет на собственное усмотрение) неукоснительно и в самой жесткой форме.
«Те автомобили, которые зарегистрированы в России, должны быть конфискованы при въезде в Литву, и контроль будет обеспечен таможенными органами, потому что это их функция, работа и ответственность», — подтвердила литовский министр внутренних дел Агне Билотайте.
Более того, наряду с немцами прибалты вознамерились отбирать у незадачливых российских автотуристов не только средства передвижения, но и смартфоны, одежду, косметику, шампуни — словом, все вплоть до туалетной бумаги.
Правда, чуть погодя Эстония немного опомнилась и объявила, что конфисковать у россиян машины не будет, вместо этого позволив либо переоформить авто на местный учет, либо вывезти за пределы республики.
Но в целом этот «гуманный» жест погоды в Прибалтике не делает — та продолжает оставаться сугубо антироссийской. Объяснение тут предельно простое: по большому счету, русофобия — единственная статья прибалтийского экспорта, пользующаяся спросом на Западе, объявившем России войну (пока экономическую).
О правах человека и моральных ценностях при этом не вспоминают даже в «демократиях» Старой Европы.
Что уж говорить о «младоевропейцах», чьи даже самые людоедские действия при случае можно будет оправдать, например, политической незрелостью или отсутствием традиций парламентаризма.
Имидж, будь он даже демократическим, ничто. Цель (уничтожить Россию) — все. И она оправдывает любые средства.