Потомственный политик, премьер-министр Эстонии и наследственный председатель Партии реформ Кая Каллас лицемерным поведением вызвала бурю негодования в свой адрес. Причина скандала в том, что, как выяснилось, ее семья зарабатывает на торговле с Россией. Однако уходить в отставку, как того требуют президент республики и парламентская оппозиция, она не собирается. Глава правительства откровенно троллит своих оппонентов, понимая, что свалить ее коалицию им не удастся.
Триумфальной победой на выборах 5 марта 2023 года Кая Каллас обязана... России. Именно антироссийская риторика и запугивание простых избирателей мифической «угрозой» помогли снобам из Партии реформ не только сохранить, но и укрепить свое влияние в эстонском парламенте нового созыва.
Почему снобы? В политических кругах ее члены позиционируются как лоббисты наиболее состоятельных жителей страны — тех, кто преуспел сначала на приватизации советского народного добра, а потом на сомнительных схемах и бизнес-инициативах. В большинстве своем «реформисты» получили воспитание еще при бесклассовом социализме, а отцы-основатели во главе с папой премьер-министра Сиймом Калласом вообще были взлелеяны советским обществом, заняв высшие посты в номенклатуре КПСС.
Поэтому в лозунгах Партии реформ традиционно находится место социальным вопросам: обещаниям снизить налоговое бремя, увеличить пособия и как-то смягчить жизнь простых граждан.
Только вот в последнее время эта риторика начала приправляться откровенно нацистским соусом: Сийм Каллас при обсуждении детских пособий в мае 2022 года намекнул, что поощрять демографию надо только у этнических эстонцев, а бездумная раздача денег всем жителям лишь подстегнет размножение неэстонцев и даже граждан России, которых в республике на тот момент насчитывалось 80 тысяч.
Радикально обрубили и обучение на родном языке для нацменьшинств: с 2024 года все первоклассники начнут учебу исключительно на эстонском языке.
Наблюдатели считают, что вотум доверия избиратели выдали Кае Каллас не за социальные посулы. Да, ее правительство показало хорошую динамику постковидного восстановления экономики — плюс 8% ВВП за 2021 год. В 2022-м та ожидаемо просела, но на этом фоне в пользу премьера сыграла прозападная позиция в условиях конфликта между НАТО и Россией.
Благодаря цветистым речам в поддержку Украины и щедрой финансовой помощи (Эстония относительно своего ВВП потратила на киевский режим больше всего средств — 0,8%) Каллас выбилась в первые ряды «ястребов» Запада, и маленькая, но гордая страна оценила это.
Впервые за много лет о главе правительства государства, которое, по ее собственному признанию, по числу населения не больше какого-то предместья Парижа, заговорили зарубежные СМИ. New Statesman окрестил ее «новой железной леди Европы». Ей даже прочили пост генсека НАТО, но кастинг в Вашингтоне не удался.
На выборах 5 марта 2023 года премьер получила беспрецедентную по эстонским меркам поддержку избирателей: за Каллас в ее округе проголосовали почти 32 тысячи человек, что на четверть превысило предыдущий рекорд бывшего лидера Центристской партии Эдгара Сависаара — чуть более 25 тысяч голосов в 2015 году.
Конечно, в сравнении с населением Эстонии (1,3 млн человек) это всего лишь 2,5%, а в выборах участвовало только 63,5% имевших такое право, но все же. Примечательно, что в этом избирательном цикле количество голосов, отданных электронно, впервые превысило половину. Именно Партия реформ собрала большую часть этого «урожая».
Местные «реформисты» — маленький друг больших американских демократов.
Получив в итоге около трети голосов и 37 мест из 101 в Парламенте, Каллас обеспечила себе стабильное право формировать правительственную коалицию. Никакие другие конфигурации без ее участия невозможны, поэтому убрать премьера с должности — невыполнимая затея. В Рийгикогу Консервативная народная партия Эстонии имеет всего 17 мандатов. Чтобы заставить оставшихся «лебедя, рака и щуку» бодро двигаться в одном направлении, следовало бы совершить чудо, а чудес, как известно, не бывает.
Таким образом, понятно, почему Каллас столь уверена в себе. Остается понять, зачем она лжет, теряя свой имидж «морального компаса», сформированный в борьбе за все хорошее против всего плохого. Ведь даже лояльные правительству и ее партии СМИ не жалеют критических стрел в адрес Каи. Очевидно, что она была осведомлена о бизнесе своего третьего мужа Арво Халлика, кредитуя из личных средств его фирму Stark Logistics на 350 тысяч евро.
«Семья — это единая экономическая единица. Если супруг премьер-министра поддерживает российский режим хотя бы одной копейкой, это свидетельствует о двуличии одной из крупнейших европейских сторонниц санкций», — горюет редакция Eesti Päevaleht.
Каллас даже не пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Она предлагает оппонентам уволить ее «конституционным путем», осознавая, что это невозможно.
Она уверяет, что Халлик больше в Россию ни ногой, хотя он опосредованно остается участником транзитного бизнеса Stark Logistics.
«Вы, скорее всего, не представляете себе, насколько насыщенна работа премьер-министра — я просто не в состоянии параллельно руководить еще и этим предприятием», — язвит Каллас в ответ на упреки.
Вообще-то лгать и лицемерить в ее семье умеют давно. Прадед премьера был главой националистического «Кайтселийта», что не помешало ее отцу Сийму спокойно сделать карьеру в КПСС и Эстонской ССР. В 31 год он возглавил республиканское отделение Сберегательного банка, а в последующие доперестроечные годы дослужился до высшего поста в профсоюзах. Элегантно «переобувшись» после распада СССР, он сразу стал главой Банка Эстонии, затем премьером и еврокомиссаром. Его тоже неоднократно обвиняли и в корыстных преступлениях, и в торговле влиянием, но до реальной уголовки никогда не доходило.
Партия реформ умеет спускать скандалы на тормозах.
Политолог Тынис Саартс напоминает, как в 2012 году премьер-министра Андруса Ансипа так же обвиняли — в подозрительном финансировании партии. Но он «набрался храбрости», в отставку не подал и продолжил трудиться на своем посту до 2014 года.
Сегодня в парламенте создана комиссия по расследованию сомнительных действий Каи Каллас и ее супруга. Но что-то подсказывает, что криминала в них не найдется, а главная цель — отмыть пятна на репутации премьера и снова обрядить ее в белые одежды непримиримой противницы Кремля.
«Реформисты» сигнализируют, что альтернативы Каллас в их рядах нет, несмотря на ее собственные заверения, что скамейка запасных полна сильных игроков.
«Мне кажется, что Партия реформ сейчас играет на то, чтобы этот скандал в какой-то мере просто забылся», — полагает Саартс.
А если что-то все же пойдет не так, то Каллас всегда найдут тепленькое местечко в Брюсселе.
В зарплате она только выиграет. И всегда сможет вернуться в родной Парламент, как сделал ее многомудрый папаша Сийм.