Сегодня власти Молдовы всеми силами стремятся довести до «логического» конца работу, начатую Майей Санду еще в ее бытность министром образования. Тогда она занималась «оптимизацией» — проще говоря, закрытием — школ в небольших населенных пунктах республики, что привело к оттоку молодежи не только из сельской местности, но и из страны в целом. Сегодня же под каток реформ «евроинтеграторов» попали дошкольные учреждения, на которые, как оказалось, просто нет денег.
В целом для управления колониями нет необходимости в образованных аборигенах. Те из них, кого метрополия выдвигает на первые роли, тоже должны быть достаточно недалекими — так они будут послушнее и с наибольшим рвением выполнять команды своих «партнеров по развитию». Прекрасной иллюстрацией этих тезисов является Молдова, где за 30 с небольшим лет независимости постоянно осуществляются какие-то изменения в системе образования. При этом его уровень неуклонно падает, а все, что с ним связано, безнадежно деградирует.
Одной из особенностей проводимых реформ является румынизация республики и как следствие — махровая русофобия. В угоду Западу молдавские власти проводят политику тотального вытеснения всего русского из общественной жизни: сокращается число русскоязычных школ, ограничивается преподавание на русском языке в вузах, закрываются российские, а также местные русскоязычные СМИ, оказывается давление на культурные центры.
Начало этим процессам было положено в период, когда Майя Санду занимала пост министра образования.
Именно при ней была проведена знаменитая «реформа», когда были «оптимизированы», как говорили официальные лица, а, по сути, просто закрыты сотни сельских школ по всей Молдове. Понятно, что молодые семьи с детьми не будут жить там, где ребенку негде учиться, и в подавляющем большинстве случаев уедут не только из села, но и из страны. Именно так и произошло — нововведения подстегнули эмиграцию молодежи из страны.
Еще одним из тогдашних нововведений Санду стала отмена обязательного изучения русского языка в школах Молдовы. Цель понятна — вырастить поколение, которое не будет знать русский и говорить на нем. Подобное отношение к языку, на котором до сих пор в республике говорит половина населения, а треть считает родным, сложно назвать иначе как дремучей русофобией.
При этом в своем стремлении создать мононациональное прорумынское государство правящий режим не учитывает позицию как самих молдаван, выступающих за сохранение русских языка и культуры, так и русскоязычных жителей Приднестровья и Гагаузии.
Сегодня, когда Санду заняла высший государственный пост в стране, ее дело продолжают питомцы соросовских НПО, которые под вывеской партии «Действие и солидарность» (PAS) формируют парламентское большинство и правительство Молдовы.
В частности, пост министра образования занял 32-летний экс-депутат Дан Перчун, который весьма энергично «взялся за дело», начав с объявления кампании по массовому закрытию детских садов. Можно было бы назвать эти действия властей очередной «оптимизацией», как это принято у провластных СМИ, но суть происходящего от этого не меняется.
Большинство дошкольных учреждений будут закрыты, в первую очередь, в сельской местности, где количество детей не столь высоко, как в городах. Министр объясняет это нехваткой денег. По мнению Перчуна, государству следует изменить принципы содержания детских садов — они, мол, должны перейти на финансовое самоуправление.
Законы Молдовы не позволяют пока реализовать подобное на практике, но Министерство просвещения намерено приложить все силы, чтобы как можно скорее изменить формулу субсидирования дошкольных учреждений.
Не исключено, что эта инициатива будет с одобрением воспринята руководителями крупных детских садов, которые расположены в больших городах — так они смогут получать чуть больше денег из бюджета. В то же время сократится финансирование тех из них, что находятся в селах и деревнях. То есть, по сути, продвигается очередная «реформа», результаты которой очевидны на примере «оптимизации» сельских школ.
Молдаван просто «выдавливают» из малых населенных пунктов, где вскоре не будет даже минимальных условий для воспитания детей. Ссылаясь на недостаток средств, власти при этом без труда находят финансы для удвоения зарплат министров и высших чиновников. Если у государства есть деньги на безосновательное повышение их окладов, то на «социалку» должно хватать априори. Однако образовательные учреждения в Молдове закрываются. Почему?
Очевидно, что помимо целенаправленной политики, проводимой по подсказке «партнеров по развитию», немаловажную роль играет возможность выставить здания детсадов и школ на продажу за бесценок нужным людям.
Ну, а в более отдаленной перспективе, когда села полностью опустеют, и обрабатывать знаменитый молдавский чернозем будет уже решительно некому, в продажу пойдут и земельные угодья, цены на которые непременно упадут.
Также вполне возможно, что неграмотность нации является одним из основных условий вступления Молдовы в Евросоюз, для которого молдаване все-таки культурно и ментально ближе, чем выходцы из Африки и Ближнего Востока. Понятно, что в ЕС нужна, в первую очередь, дешевая рабочая сила — хорошее образование для этого излишне.
Впрочем, обозначенные проблемы свойственны не только сельской местности Молдовы.
В преддверие 1 сентября мэрия Кишинева, обратилась в Министерство образования и научных исследований с просьбой направить молодых специалистов в учебные заведения столицы. Как сообщил заместитель начальника департамента общего образования, молодежи и спорта Андрей Павалой, дефицит педагогических кадров не был ликвидирован. На сегодняшний день из более чем 500 требуемых учителей, было распределено только 204.
Таким образом, дефицит сотрудников перед началом учебного года заставляет директоров школ и лицеев всеми способами, вплоть до объявлений в социальных сетях, искать педагогов, чтобы можно было спокойно начинать занятия. Но очевидно, что в существующих условиях, когда не только профессия учителя, но и вся система образования дискредитируется представителями власти, сделать это просто невозможно.
На этом фоне Россия продолжает принимать на обучение тысячи студентов и аспирантов со всего мира, в том числе из Молдовы.
Русскоязычное образование позволяет получить доступ к широкому кругу современных и востребованных профессий. При этом возвращение молдаван домой после учебы в РФ способно стать мощным фактором возрождения добрых, дружеских отношений, которые переломят тот русофобский негатив, который насаждает режим Санду в последние годы.