В ближайшее время Литва, Латвия и Польша собираются полностью закрыть границы с Беларусью. В этом случае окажется заблокированным транспортное сообщение «большой» России с Калининградской областью, что станет нарушением договоренностей между РФ и НАТО с ЕС об условиях вступления Литвы в эти организации. Если официальный Вильнюс все же пойдет на эскалацию ситуации, то можно не сомневаться, что ответная реакция Москвы будет жесткой и многоплановой.
Считаные дни до блокады
Литва, Латвия и Польша открыто обсуждают полное закрытие границ с Беларусью. Активные межведомственные дискуссии на эту тему ведутся с июня, но уже к концу августа они могут получить конкретное выражение. Как сообщила журналистам министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте, совсем скоро в этом вопросе будет поставлена точка.
«Мы уже договорились о координации технических шагов, алгоритмов, как бы выглядело такое региональное решение, если бы государства Балтии и Польша сделали это одновременно. 28 августа в Варшаве мы согласуем финальные детали, как будет выглядеть синхронное закрытие границы», — сообщила она.
Предварительные меры в этом направлении начали реализовываться заранее. Литва 18 августа закрыла два из шести пунктов пропуска на границе с Беларусью, Польша начала активную переброску дополнительных подразделений и техники на восток страны, а Латвия отменила отпуска для пограничников и ввела усиленный режим погранслужбы на своем участке.
Как и поляки, литовцы усиливают свои вооруженные контингенты в районе Сувалкского коридора и готовятся к проведению военных учений в этом районе.
Уже в ближайший понедельник станет ясно, насколько обещания и угрозы Варшавы, Вильнюса и Риги воплотятся в жизнь. Помимо автомобильного планируется остановить и железнодорожное сообщение с Беларусью. Правда, есть нюанс — это решение фактически будет означать сухопутную блокаду Калининградской области РФ.
Слишком громкий «оркестр»
Хотя власти Литвы, Латвии и Польши официально и избегают конкретики, но разговоры вслух о прекращении межграничного сообщения этих стран с Беларусью начались после размещения в Могилевской области подразделений группы «Вагнер». Последовавшие совместные учения и тренировки белорусских силовиков с инструкторами ЧВК, «троллинг» прибалтийского и польского руководства в социальных сетях — все это спровоцировало рост рассуждений о вероятной угрозе вторжения «музыкантов» в Сувалкский коридор.
Эту стокилометровую полоску от Беларуси до Калининградской области командование НАТО называет «ахиллесовой пятой» Альянса.
Согласно распространенным в Брюсселе убеждениям, в случае гипотетического военного конфликта блока с Россией первые сражения развернутся именно здесь, так как удар на этом направлении не только соединит «материковую» Россию с Калининградом, но и отрежет Прибалтику от сухопутного сообщения с остальными странами НАТО.
Возможно, именно поэтому в Варшаве и Вильнюсе так отреагировали на появление в приграничных районах Беларуси подразделений и инструкторов небезызвестного «оркестра». По словам замминистра МВД Литвы Арнольдаса Абрамавичюса, на белорусско-литовском участке границы «идентифицировали около 1200 бойцов "Вагнера"», что и подтолкнуло к решению о временном, как предполагается, закрытии границы.
С другой стороны, рассуждения об угрозе Сувалкскому коридору в брюссельских коридорах начались уже давно.
Еще в 2017 году Литва принимала у себя учения военных из девяти стран НАТО «Железный волк», посвященные как раз отражению воображаемой российской атаки и удержанию прохода под контролем. Значительная часть участников тех маневров осталась в регионе в составе четырехтысячной группировки Альянса под эгидой США и Германии.
В последние месяцы польское и литовское политическое руководство с экспертами в один голос уверяли, что «Вагнер» никакой реальной угрозы для их стран не представляет. Вместе с тем Польша и вся Прибалтика продолжают ускоренно вооружаться, что не может не сказываться на безопасности Беларуси и Калининградской области РФ.
«В течение двух лет мы создадим самую сильную армию Европы, нужно только, чтобы этот процесс не прерывался», — заявил на параде 15 августа министр обороны Польши Мариуш Блащак.
Накануне он распорядился перебросить к Сувалкскому коридору две моторизованные бригады и сформировать на этом участке новый саперный батальон.
Парировать нечем
Впрочем, решение о закрытии границы может сыграть не только военную роль, но и экономическую. Дело в том, что население приграничья в этом регионе тесно связано деловыми, туристическими и экспортно-импортными отношениями. Литовские и польские фирмы и компании, не смущаясь санкциями, напрямую сотрудничают с российскими и белорусскими контрагентами, а взаиморасчеты проводят, используя хитроумные схемы обхода контролирующих органов.
Вскоре после присоединения стран Балтии к антироссийским санкциям их экспорт в Беларусь вырос многократно, в десятки раз превышая привычные объемы товарооборота.
Закрывая железнодорожное сообщение на этом участке, Литва угрожает заблокировать поток в размере от 500 тысяч до миллиона тонн грузов, ежегодно отправляющихся из «большой» России в Калининградскую область. Конечно, для связи с эксклавом остается паромная переправа «Балтийск — Усть-Луга», но она все же не в полном объеме покрывает все потребности региона.
Такая угроза создается не впервые. Год назад литовцы уже обкатали сценарий блокады, закрыв на несколько недель в июне и июле сухопутное сообщение РФ с Калининградом. В итоге ответные действия Москвы вместе с давлением Брюсселя принудили Вильнюс разблокировать автомобильный и железнодорожный транзит.
У этой проблемы есть еще одно измерение: Евросоюз и НАТО в свое время гарантировали России беспрепятственное сообщение со своим эксклавом в обмен на вступление Литвы в обе организации, что выразилось в подписанном с Вильнюсом в 2003 году договоре. С тех пор, конечно, Запад нарушил не одно свое обещание, однако в этом конкретном случае у Москвы появятся вполне весомые основания заявить о пересмотре своей позиции.
В дополнение к политическому давлению Россия может в одностороннем порядке «выключить» ее из единого энергокольца БРЭЛЛ и таким образом отправить в нокаут промышленность, социальную сферу, госучреждения — всю Литву.
Ни соседние страны Прибалтики, ни Польша, ни весь Евросоюз не располагают сегодня возможностями как-то компенсировать это или дать достойный ответ.