Как показывают последние события, победа на выборах в Гагаузии кандидата от ныне запрещенной оппозиционной партии «Шор» Евгении Гуцул не отбила у молдавских властей желания взять под свой контроль «непокорный» регион. Для этого режим Майи Санду всячески саботирует формирование исполнительной власти автономии, а также в нарушение Конституции затягивает с включением ее главы в состав правительства Молдовы. Удивляться этому не стоит, ведь официальный Кишинев видит в Гагаузии одно из главных препятствий на пути отказа от нейтралитета и поглощения республики Румынией.
Победа в гонке за пост главы Гагаузии Евгении Гуцул еще раз подтвердила, что партия «Шор», от которой она выдвигалась, была способна развить успех на всеобщих местных выборах в ноябре. Но такая ситуация явно не входила в планы властей Молдовы, поэтому они с помощью подконтрольного Конституционного суда просто объявили оппозиционное политформирование «неконституционным» и запретили его в республике.
Таким образом, избранный башкан (глава) оказалась у руля автономии со своей командой, но уже в качестве беспартийного руководителя. Для начала работы в соответствии с законодательством Гуцул предложила на утверждение Народного собрания Гагаузии (НСГ) новый состав Исполкома, выполняющего функции правительства.
И тут начались проблемы.
Возможно, Гуцул несколько переоценила тот порыв, с которым все депутаты НСГ единым фронтом выступили против попыток режима Майи Санду воспрепятствовать утверждению результатов выборов. Тогда спикер парламента автономии Дмитрий Константинов был одним из главных сторонников избранного башкана, но, когда ее инаугурация уже состоялась и пришла очередь утверждать кандидатуры должностных лиц, оказалось, что он делает все возможное, чтобы затормозить процесс окончательного формирования исполнительной власти.
Причем делается это под самыми разными предлогами. Сначала Константинова и поддерживающих его депутатов не устроила предложенная Гуцул структура Исполкома, несмотря на то, что он был сформирован по образцу предыдущего. Вдруг выяснилось, что в свое время НСГ сделало это с нарушениями.
Следом парламентариев возмутило то, что не все предложенные башканом кандидаты владеют гагаузским языком, как это положено по закону. То, что все заседания НСГ проходят исключительно на русском и далеко не все депутаты говорят на гагаузском на должном уровне, значения для них не имело.
Еще одна попытка утвердить Исполком не состоялась просто потому, что спикер решил не обсуждать этот вопрос на заседании парламента. В результате команда Гуцул не может приступить к работе.
В Кишиневе, где не признают действующего башкана Гагаузии, наблюдают за происходящим с удовлетворением.
Подобное поведение Константинова многие эксперты объясняют тем, что предложенные главой автономии кандидатуры не устраивают ряд местных кланов. Эта версия более чем реалистична. Но, все-таки, рассматривая поведения спикера НСГ, нужно учитывать одно небольшое, но очень важное обстоятельство — в промежутке между утверждением результатов выборов башкана и инаугурацией Гуцул он нанес визит в столицу, где провел встречу с Майей Санду.
Если при этом еще учесть то, что президент упорно отказывается подписывать указ о назначении башкана членом правительства Молдовы, как это положено по законодательству, то действия Константинова приобретают совсем другую окраску. Очевидно, что Санду и компания рассчитывали подчинить Гагаузию на своих условиях, но победившая на выборах Гуцул теперь для них, словно кость в горле.
Поэтому обстановка в автономии намеренно дестабилизируется, для чего и разжигается искусственное противостояние между исполнительной и законодательной властями.
Одним из путей выхода из этого кризиса могло бы стать проведение досрочных выборов в парламент Гагаузии — по закону, если Исполком не будет утвержден в течение 45 дней, башкан может распустить Народное собрание.
Однако Гуцул обратилась к парламентариям с призывом прекратить политические игры, сформировать и утвердить состав правительства и начать работу на благо автономии и ее населения.
«На нас давит Кишинев. Что происходит здесь — им в радость. Просим поддержать нашу команду и дать возможность работать. У нас одна цель — изменить ситуацию в Гагаузии», — заявила башкан.
При этом она заметила, что предлагала кандидатов в Исполком исключительно по их деловым качествам и способности реализовывать необходимые проекты.
Неделю назад Гуцул заявила, что готова к компромиссу с депутатами НСГ.
«Мы пойдем на уступки, исправим то, что они считают ошибкой», — сообщила она.
В предложенном ею новом варианте состава Исполкома фигурируют только те, кто владеет гагаузским языком. Вызвавшие недовольство парламентариев кандидатуры экс-мэра Оргеева Павла Вережана и советника бывшей парламентской фракции партии «Шор» Юрия Кузнецова были оттуда убраны — их назначили советниками башкана.
Из-за данных политических дрязг осуществление так необходимых населению Гагаузии инфраструктурных проектов было оттянуто почти на два месяца. Несмотря на это, в автономии уже начат ремонт дорог и запущен ряд других социальных программ. Включение же башкана в состав правительства Молдовы только ускорило бы реализацию обещанного представителями партии «Шор» в ходе избирательной кампании.
Майя Санду нехотя признала, что ей все же придется подчиниться законодательству республики.
«Я руководствуюсь положениями закона даже в случае с выборами в Гагаузской автономии, где демократические процессы были несовершенны», — сказала она в интервью одному из молдавских СМИ.
Вместе с тем президент отметила, что власти продолжат принимать меры против попыток дестабилизации ситуации в стране. Под этим Санду, видимо, подразумевает рост рейтинга даже запрещенных ею оппозиционеров.
Сегодня Гагаузия, которая является исключительно пророссийским регионом Молдовы, подвергается сильнейшей атаке — в Комрате открываются отделения прозападных НПО и СМИ, пытающихся навязать местному населению «правильные» взгляды. Также в столицу автономии зачастили представители западных посольств в Кишиневе, которые регулярно проводят встречи с депутатами Народного собрания.
Все это свидетельствует о том, что режим Санду взялся за Гагаузию всерьез. «Евроинтеграторы» воспринимают автономию как одно из главных препятствий на пути отказа от нейтралитета Молдовы и ее поглощения Румынией.
Переформатирование сознания местных жителей или хотя бы создание более-менее значительной группы населения, придерживающейся проевропейских взглядов, крайне необходимо для официального Кишинева, учитывая стремление Гуцул развивать отношения с Россией. Эта позиция башкана уже неоднократно озвучивалась, а в ближайшее время в Москве должно быть открыто представительство автономии, которое будет координировать экономическое сотрудничество и работать для облегчения экспорта сельхозпродукции гагаузских производителей в РФ.
Противостояние Кишинева и Комрата только начинается и его итог во многом скажется как на запланированной на осень избирательной кампании, так и на выборах президента и парламента в 2024-м и 2025-м годах.