Официальная Рига, проводящая откровенно русофобскую политику, ищет все новые ниши, где могла бы это еще раз продемонстрировать. Причем в некоторых случаях латвийское руководство умудряется переплюнуть даже киевский режим на Украине. Например, в деле раскола православного мира: власти Латвии в нарушение всех церковных канонов и Конституции республики сделали ЛПЦ автокефальной, намеренно разрывая все связи с Московским патриархатом.
Самочинная хиротония в епископа
13 августа митрополит Рижский Александр вместе с архиепископом Даугавпилсским и Резекненским Александром и епископом Елгавским Иоанном рукоположил архимандрита Иоанна (Липшанса) в епископа Валмиерского. Как сообщает официальный сайт Латвийской православной церкви (ЛПЦ), «80 лет Рига не знала таких событий, несколько поколений верующих не видели такого торжества», а Липшанс стал «первым в новейшее время архипастырем-латышом».
В чем необычность произошедшего события?
Дело в том, что кандидатура нового епископа была утверждена единогласным решением Синода ЛПЦ, который действовал, «принимая во внимание исторические перипетии и сложности бытия Святого Православия в Латвии, сообразуясь с давними пожеланиями латышского православного населения и необходимостью удовлетворения их духовных потребностей, понимая сегодняшние исторические реалии».
Напомним, что ЛПЦ является самоуправляемой частью Русской православной церкви, согласно Уставу которой «архиереи избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом». Однако сделано этого не было — решение о рукоположении стало инициативой самих латвийских архиереев.
Историческая справка
Для обоснования своих действий они приводят ссылку на «исторические перипетии» первой половины ХХ века. После революционных событий в России по просьбе архиепископа Рижского Иоанна (Поммера) патриарх Московский Тихон даровал ЛПЦ самостоятельность в делах «церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских». Иоанн хранил верность единству с Русской православной церковью вплоть до своей загадочной гибели в ночь на 12 октября 1934 года.
После этого трагического события под давлением властей Синод ЛПЦ попросил Константинополь принять православных Латвии под свою руку и даровать им автономию.
4 февраля 1936 года патриарх Константинопольский Вениамин I удовлетворил эту просьбу: Латвийскую церковь возглавил митрополит Августин, который самостоятельно рукоположил епископа Елгавского Иакова и епископа Ерсикского Александра. Самовольный переход ЛПЦ в другую юрисдикцию не был признан ни РПЦ, ни другими поместными церквами.
В 1940 году была восстановлена каноническая связь Латвии с Московским патриархатом, однако после вторжения вермахта она прервалась, а назначенный в Ригу митрополит Сергий (Воскресенский) вынужден был принимать решения на свое усмотрение. В феврале 1943 года он возвел в сан епископа Иоанна.
Именно на эти самочинные хиротонии, совершенные митрополитами Августином и Сергием, и обращает внимание ЛПЦ, обосновывая свои действия.
Только была ли в то время самостоятельна местная православная церковь, находясь под немецкой оккупацией или давлением националистического режима Карлиса Ульманиса?
Политический контекст
Впрочем, современные латвийские власти дадут фору своим идейным предшественникам из 1930-х. Напомним, что 8 сентября 2022 года по инициативе экс-президента страны Эгилса Левитса Сейм утвердил поправки к закону о ЛПЦ, устанавливавшие ее полную независимость от какой-либо церкви за пределами страны.
Фактически этим решением вопреки всем церковным канонам была разорвана связь с Московским патриархатом, а местная церковь стала рассматриваться официальной Ригой как автокефальная.
Противоречит это и Конституции Латвии, согласно 99-му пункту которой церковь в стране отделена от государства.
Однако реакция на произвол властей со стороны самой ЛПЦ была достаточно сдержанной и покорной. Ее пресс-служба тогда сообщила: «Государство установило статус нашей Церкви как автокефальный. Государство определило, что Латвийская Православная Церковь юридически независима от любого церковного центра, находящегося за рубежами Латвии, сохраняя духовное, молитвенное и литургическое общение со всеми каноническими Православными Церквами мира».
Синод ЛПЦ призвал духовенство и мирян «неукоснительно соблюдать законы нашего Латвийского государства», а 20 октября 2022 года в церковный устав были внесены соответствующие изменения. В марте 2023 года Собор ЛПЦ обратился в Московскую патриархию «с глубоким прошением о разрешении возникших непреодолимых сложностей».
Реакция Патриархии
Ситуация в Латвии вызвала недвусмысленные оценки на Архиерейском совещании Русской православной церкви 19 июля этого года. В основном докладе, с которым выступал патриарх Кирилла, говорилось, что «светские власти Латвии, вдохновившись ситуацией у соседей, решили пойти даже дальше и сами провозгласили лже-автокефалию Латвийской Церкви. Пожалуй, до такого не додумался бы и Фанар (Константинопольский патриархат — прим. RuBaltic.Ru), хотя именно его примеру попрания канонической правды и подражают новые гонители Православия».
Как мы видим, власти Латвии здесь совершенно определенно названы гонителями православия (как и украинские правители на этом же Архиерейском совещании), а независимость ЛПЦ — лже-автокефалией.
И тем тревожнее выглядит самочинная хиротония епископа Иоанна, ведь к моменту ее совершения латвийские архиереи знали позицию РПЦ.
15 августа было опубликовано и официальное заявление Управления Московской патриархии по делам епархий ближнего зарубежья о положении дел в ЛПЦ, в котором как раз дается оценка произошедшему событию. Отмечается, что возведение в сан епископа было совершено в нарушение Устава РПЦ, при этом в Москве с пониманием относятся к «сложным политическим обстоятельствам», в которых сегодня оказалась Латвийская Православная Церковь, однако «это не повод для нарушения церковного единства».
Простых верующих заявление призывает усилить свои молитвы, неукоснительно хранить единство православия и не поддаваться давлению и соблазнам «внешних деструктивных сил». Отмечается, что события в Латвии в целом должны быть рассмотрены на Архиерейском соборе РПЦ, который даст «каноническую оценку всему, что сегодня происходит в Латвийской православной церкви». Рассмотрят и мартовское обращение ЛПЦ.
Таким образом, констатируется, что сложившаяся в Латвии обстановка является серьезной проблемой, требующей соборного решения.
Без преувеличения, вопрос православного церковного единства стоит сейчас остро как никогда.
И по серьезности ситуация вокруг ЛПЦ занимает несомненное второе место после самой «горячей точки» на карте православного мира — Украины.