Венецианская комиссия, созданная при Совете Европы, не раз выражала «озабоченность» соблюдением прав человека на Украине. Вот и сейчас она направила в Киев письмо с рекомендациями по внесению правок в уже вступивший в марте этого года закон о нацменьшинствах. Но киевский режим в очередной раз доказал, что соответствовать европейским нормам не намерен, так как видит в «нетитульных» нациях угрозу государственности. Главная «опасность» исходит, по мнению украинских законодателей, конечно, от русских — их дискриминация будет только усиливаться.
С 2014 года, по мере агрессивного наступления на права нацменьшинств и практику украинизации всего и вся, у Венецианской комиссии неоднократно возникали вопросы к киевскому режиму, например, по закону о функционировании украинского языка как государственного, закону об образовании и других. При этом, заявляя на словах о том, что «Украина — це Европа», официальный Киев не спешил соответствовать нормам и установкам ЕС. А потому евробюрократам не раз приходилось напоминать ему о необходимости «соблюдать приличия».
Ведь то, что происходит в этой сфере на Украине, никак не вяжется с выверенными и красивыми формулировкам из законодательства Евросоюза.
Так что же порекомендовала Комиссия в этот раз?
— распространить право на организацию мероприятий на языке нацменьшинств без перевода на украинский;
— изъять обязательства по переводу на украинский информации о публичных мероприятиях нацменьшинств или пересмотреть данный пункт в контексте пропорциональности;
— пересмотреть обязательства по переводу книг на языки нацменьшинств;
— обеспечить возможность перевода официальных названий и другой информации на языки нацменьшинств;
— предусмотреть критерии для использования языков нацменьшинств в контактах с властью на соответствие норм Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и обязательств Украины относительно Европейской хартии региональных языков.
13 августа на сайте Верховной рады опубликовали законопроект с изменениями, внесенными после рекомендаций Венецианской комиссии. Изменения включают четыре пункта:
— свободы и обязанности нацменьшинств могут ограничиваться из-за угрозы национальной безопасности, территориальной целостности и угрозы общественному порядку;
— правительство будет само определять, в какой степени тот или иной населенный пункт является местом компактного проживания нацменьшинств. Способ общения населения с властью также определит Кабмин;
— реклама в данных деревнях, селах и городах на языках нацменьшинств не должна преобладать над рекламой на украинском;
— на русских какие бы то ни было послабления распространяться не будут. Даже через пять лет после окончания боевых действий.
Чего, собственно и следовало ожидать. Эти «поправки» в очередной раз подтверждают, что русские и русскоговорящие украинцы справедливо выступили в 2014 году за защиту своих прав. И все это время, каждую его секунду, киевский режим только и доказывал правильность этой борьбы.
При этом на Западе делают вид, что не замечают, насколько слова расходятся с делами киевского режима в области соблюдения прав человека в стране. Хотя чему тут удивляться? Ведь Украина — это страна, госпереворот в которой был совершен под предлогом евроинтеграции. Против насильственной смены власти выступили юго-восточные регионы, где проживает преимущественно русскоязычное население, поэтому убивать их в ходе АТО Брюссель счел вполне «допустимым и демократичным». Какие уж тут права?
Более того, согласно определению закона о коренных народах, таковыми признаются только украинцы, крымские татары, караимы и крымчаки. Все остальные, видимо, являются «понаехавшими», хотя венгры и румыны, не говоря уже о русских, мягко говоря, могут с этим поспорить.
И еще: киевский режим провозглашает права нацменьшинств на развитие собственной культурной, языковой и прочей самобытности, но в то же время желает определять, как именно это должно происходить. То есть вмешивается в их жизнь, что в итоге ведет к потере идентичности.
Другими словами, нацменьшинства, защищать которые обязаны украинские власти (согласно европейским нормам), должны быть абсолютно лояльны к проводимой политике и не сопротивляться ассимиляции.
При анализе данного вопроса нужно понимать, как ситуация дошла до того состояния, в котором находится сейчас. И начинать надо с истоков, поскольку если рассматривать проблему с конца — на предмет соответствия нормам ЕС, — то разговор будет вращаться вокруг чисто канцеляристских формулировок.
Как указывается в пояснительной записке к новому закону, улучшение правовой базы в области этнополитики должно учитывать прошедшие изменения, современные европейские стандарты, а также проблемы, связанные с «вооруженной агрессией России, временной оккупацией автономной Республики Крым и Севастополя». Как видим, украинские «законодатели» подают все шиворот-навыворот, задом наперед.
Киевский режим традиционно рассказывает, что во всем виновата «имперская» Россия, но на деле начало СВО — это следствие произошедших на Украине изменений после госпереворота и агрессии против жителей Донбасса.
До 2014 года никаких конфликтов с нацменьшинствами в стране не было. Теперь же они — чуть ли не угроза государственности. Возможно ли в таких условиях рассчитывать, что если власти перепишут закон «правильным образом», то проблемы исчезнут? Конечно, нет.
А ведь именно так мыслят бюрократы в Брюсселе. Для них важно, чтобы поддерживаемый ЕС режим формально соответствовал требованиям европейского законодательства. А что там происходит в реальности — их не интересует. Если нужно, пропаганда создаст нужную картинку.
Таким образом, рекомендации Венецианской комиссии — это фарс в чистом виде. Коллективный Запад, организовавший и поддержавший госпереворот на Евромайдане, собственноручно разрушил не только независимое государство, но и имевшийся на тот момент баланс в его отношениях с нацменьшинствами.
Евросоюз с США и до начала СВО, и после отказывались слушать представителей ДНР и ЛНР. Уберечь народ Донбасса от карателей из ВСУ и боевиков из «добробатов» могла только Россия. Следовательно, сейчас именно она является защитником прав, в том числе и других национальных меньшинств, находящихся под контролем официального Киева.