Сегодня, когда Запад пытается навязать всем свою картину мира как единственно возможную и правильную, вопрос о защите молодежи от идеологических атак встает особенно остро. В ответ на этот вызов Россия и Беларусь создают собственное образовательное пространство и разрабатывают совместную концепцию молодежной политики. Повышение качества образования, предоставление рабочих мест после окончания учебных заведений, научное сотрудничество и культурное взаимодействие между двумя странами являются залогом преемственности и непрерывности дружественных связей в будущем.
Каждый народ, заботящийся о своем будущем, должен уделять особое внимание проблемам и потребностям молодежи. Поэтому повышение качества образования, культурное развитие, патриотическое воспитание подрастающего поколения являются важнейшими основами процветания государства.
Сегодня молодые люди играют все более заметную роль в общественной и политической жизни. В то же время именно на их неокрепшее сознание стремятся оказывать влияние внешние силы, навязывая свои стандарты и ценности.
Причем порой подобные идеологические атаки довольно тщательно замаскированы и далеко не всегда могут быть распознаны.
Таким примером может служить хорошо известная Болонская система обучения, названная в честь университета в итальянском городе Болонья, где в 1999 году министры образования из 29 стран Европы подписали декларацию, к которой через четыре года присоединилась и Россия.
Бытует распространенное мнение, что главное отличие Болонской системы — это когда есть бакалавры, которые учатся четыре года, вместо пяти. На самом деле, это вовсе не так. Бакалавриат, магистратура, а также все эти 100-бальные системы тестов, оценок и прочее не являются отличительными особенностями «Болонки». Ее суть заключается в единых стандартах и признании дипломов друг друга.
Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Но на деле получается так, что Болонская система становится довольно серьезным инструментом для продвижения определенных идеологических норм.
Единый стандарт образования означает практически тотальную унификацию программ обучения.
Когда дело касается физики или математики, а также других точных наук, то это, наверное, даже полезно. Единообразие в плане действующих технических стандартов способствует прогрессу. Но вот когда речь заходит о гуманитарных науках (истории, философии и так далее), то тут уже возникают серьезные вопросы. Ведь это — мировоззренческие дисциплины. Они формируют взгляды человека, его культурные и моральные ценности, а также и политические предпочтения.
И несложно представить, как легко можно влиять на молодежь разных стран, просто внедряя нужные определенным идеологическим центрам программы обучения по той же истории, учитывая, что создаются и утверждаются эти стандарты образования именно на Западе.
Поэтому для Москвы и Минска формирование собственного образовательного пространства Союзного государства является одной из важнейших задач.
Единые стандарты обучения на всех уровнях позволят повысить качество образования, предоставят возможность получения гарантированных рабочих мест после окончания учебных заведений в обеих странах и будут в полной мере способствовать культурной интеграции белорусов и россиян. А в перспективе возможно включение в эти процессы и других дружественных государств.
Россия и Беларусь в этой сфере демонстрируют сегодня передовой опыт. Интеграция идет не только на уровне высшей, но и средней школы. Примером этого стали совместные проекты для общего среднего, профессионального, высшего образования, а также в научной среде. Уже реализуются десятки программ, значительная часть которых финансируется из бюджета Союзного государства.
Один из наиболее успешных из них на данный момент — это оснащение учебных учреждений суперкомпьютерами. По его результатам в двух российских вузах — МГУ им. Ломоносова и Южно-Уральском госуниверситете — действуют высокопроизводительные вычислительные системы. Преимуществами созданного по союзной программе суперкомпьютера «СКИФ» пользуются также студенты и преподаватели Белорусского государственного университета.
Не менее важными направлением является и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности отстаивать принципы и традиции своей родины.
На этой основе разрабатывается Концепция молодежной политики Союзного государства. Естественно, что методы обучения и воспитания в России и Беларуси базируются на едином видении истоков, путей развития и общего будущего двух стран.
При этом в работе с молодым поколением используется и опыт, накопленный в Советском Союзе. Примером этому может служить Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), который является определенным аналогом комсомола. Это самая крупная молодежная организация страны. Цель ее работы заключается в подготовке молодых людей к взрослой жизни и вовлечении их в полезную общественную деятельность.
Важная роль отводится и синхронизации государственных подходов в молодежной политике. У обоих государств есть свои достаточно эффективные нормативные акты и практики по работе в этой сфере.
Сейчас ведется активная работа по анализу этого положительного опыта и созданию общей концепции.
В нее обязательно должны войти разделы, касающиеся таких наработок как развитие волонтерского движения, студенческих стройотрядов, образования, патриотического воспитания, досуга и спорта.
Необходимо тщательно выстраивать и взаимодействие на международной арене. Молодые люди России и Беларуси должны совместно противодействовать попыткам переписать историю, предпринимаемым западными силами. В современной политической ситуации решающее слово будет за новым поколением, которое воспитывается сегодня.