Сразу после госпереворота на Майдане в 2014 году киевский режим оперативно принял пакет законов о декоммунизации и занялся сносом скульптур Ленину и другим историческим деятелям, но после начала СВО «работа» в данном направлении значительно ускорилась. Теперь пришла очередь и самого высокого памятника в Европе — в Киеве демонтировали герб Советского Союза со щита «Родины-матери» и заменили его на «тризуб». Как видно, не все советские монументы подлежат уничтожению — некоторые из них украинские власти пытаются заставить работать на собственную пропаганду.
Статуи и изваяния отражают сознание общества в художественных формах и выражают его ценности. Сегодня на примере советских монументов можно проследить, насколько изменился менталитет украинского народа за более чем 30 лет.
Как правило, памятники во времена СССР ставились либо в честь каких-либо крупных исторических дат, либо в честь побед или достижений, а также видным партийным, военным, научным, культурным и прочим деятелям прошлого и настоящего.
На Украине после 1991 года советские монументы и мемориалы, в основном (за исключением разве что западных областей), оставались нетронутыми. До Евромайдана за ними особо никто не следил, но и повсеместно уничтожать их было запрещено. Тем не менее, они вызывали сильное раздражение у националистов.
Дело в том, что на протяжении десятилетий реальность сильно расходилась с их амбициями построения той самой пресловутой «Великой Украины». Поэтому все насущные проблемы — от бьющих гейзеров из канализации до повальной коррупции в верхах власти — объяснялись наследием неизжитого «советского тоталитаризма» и культурным влиянием России.
В то же время украинцы стали страдать гигантоманией, выкладывая самые большие «тризубы» из арбузов и дынь, пасок, черного риса — в идеале, чтобы это было видно из космоса. Или делать самый большой флаг, изготавливать огромный вареник, чебурек, борщ и так далее. Видимо, именно размер изделия должен символизировать величие нации, которая по всем признакам превратилась в ту самую «аграрную сверхдержаву» о которой как-то обмолвился экс-посол США Джеффри Пайет.
Об уровне культурных и морально-нравственных различий между советскими украинцами и нынешними можно судить в простом примере. Так, в конце июня в селе Брюховичи Львовской области была демонтирована «Родина-мать», а вместо нее предложили установить памятник… чебуреку. И это не шутка.
Можно вспомнить и судьбу статуи Ленина в Киеве напротив Бессарабского рынка, уничтоженную во время Евромайдана — ее раздробленные останки затем распродавались на интернет-аукционах. Вместо скульптуры там водрузили «тризуб» и бандеровский флаг, а ступени выкрасили в синий и желтый цвета. Это отлично характеризует происходящее на Украине: что поставить вместо разрушенного памятника, так и не придумали; главное — снести.
Как любит говорить интеллектуальная обслуга киевского режима, Украина — это пограничный кордон между «цивилизацией» и «варварством», «демократией» и «диктатурой» и так далее. Поэтому общественное пространство должно соответствовать тем ценностям, в направлении которых страна двинулась после госпереворота в феврале 2014 года. Теперь мы знаем, что это за «ценности»: проституция, торговля людьми, в том числе детьми, органами, наркотиками, оружием.
В понимании дорвавшихся до власти националистов, чтобы приобщиться к обществу «светлоликого» Запада, в стране необходимо изжить или демонизировать все советское и российское.
Например, в 2015 году горсовет Киева принял решение о создании Музея монументальной пропаганды СССР, где планировалось собрать лучшие образцы демонтированных советских памятников, а также экспонаты из частных коллекций. Бюджет проекта составлял 15–20 миллионов гривен. Открытие было назначено на 2017 год в ВДНХ, но «не сложилось».
Вместо этого в Спадщанском лесу под Путивлем Сумской области 22 сентября 2019 года был открыт «Парк советского периода», где разместили памятники Ленину, Сталину, Фрунзе и другим большевикам, собранные из Сумской, Полтавской и Черниговской областей. А во Львове в 2016 году на месте еврейского гетто появился «Мемориальный музей тоталитарных режимов "Территория террора"».
Не сумев создать большой музей, где было бы собрано все и в одном месте, «борцам культурного фронта» приходится довольствоваться отдельными выставками.
Например, в Музее истории Киева демонстрируется не только чисто коммунистический агитпроп, но и художественные объекты, которые, по мнению авторов экспозиции, «неправильно» рассказывают совместную историю украинского и русского народов. Посетителям навязывается мнение, что Москва якобы ненавидела все украинское и боролась с ним.
Музей советского писателя Николая Островского, автора книги «Как закалялась сталь», расположенный в Шепетовке Хмельницкой области, был переименован в марте 2020 года в «Музей пропаганды». Как объяснила его директор Наталья Никонова, речь идет о создании научно-просветительской организации для «исследования тоталитарной пропаганды, развенчания советских мифов и укрепления украинской идентичности».
В то же время есть объекты, которые нельзя просто демонтировать или уничтожить. В таком случае киевский режим по мере возможности пытается их переделать под собственные нужды или нарративы.
Недавно произошла замена герба на монументе «Родина-мать» в Киеве в рамках проекта «Тризуб Родины» ко Дню независимости. Памятнику и до этого доставалось. Можно вспомнить, как его голову рядили в какое-то подобие жуткого венка из маков в честь завершения Второй мировой войны или как путем компьютерного монтажа напяливали полотнище ЛГБТ на меч. А недавно по случаю Дня независимости США на монумент проецировали американский флаг.
Следует отметить, что теперь, как следует из рекламного ролика обновленного щита, акцент делается на то, что монумент, будучи обращен на восток, символизирует готовность воевать с Россией.
Но и это не все — есть сторонники его сноса. Архитекторы львовской студии Guess Line Architers уже разработали проект скульптуры под названием «Паросток» («Росток» — прим. RuBaltic.Ru), которая должна заменить «Родину-мать». Как указывается в презентации: «… проект "Росток" разрушает, словно скалу, все коммунистические остатки, символизирует несокрушимость и новую жизнь. Он станет нашим символом веры, независимости, победы».
Есть в Киеве еще один подобный монумент.
Арка Дружбы народов, открытая в 1971 году в честь перехода запорожских казаков под покровительство русского царя, в 2022 году была переименована в Арку свободы украинского народа.
В мае 2016 года было принято решение о сносе объекта. Но позже из-за высокой стоимости работ решили снести только скульптурную композицию, изображающую украинского и русского рабочих. На ее месте в октябре 2022 года предлагалось установить 15-метровый монумент «Призрак Киева», но затея так и осталась на бумаге.
А в 2017 году к проведению Евровидения памятник превратили в «Арку Разнообразия» (Arch of Diversity) и частично окрасили в ЛГБТ-цвета. Но эта затея крайне не понравилось боевикам «Правого сектора» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru), поэтому работу до конца так и не довели.
Также есть и гораздо меньшие по размерам культурные объекты, которые убрать или снести пока не могут.
Например, скульптура красного комдива времен Гражданской войны Николая Щорса, расположенная на бульваре Тараса Шевченко. Памятник был открыт в 1954 году к 300-летию перехода запорожцев в российское подданство на Переяславской раде. В ноябре 2017 года сообщалось, что «Щорс» должен стать первым экспонатом будущего Музея пропаганды СССР, но перенести его так и не удалось. Что с ним делать, власти пока не решили.
Снос советских памятников после Евромайдана начался под лозунгами построения «новой, процветающей Украины». С тех пор «строительство» продолжается.
Только Владимир Зеленский и компания «почему-то» с большой избирательностью подходят к декоммунизации и уничтожению всего российского и советского. Построенные во времена СССР промышленные объекты, например, приносят отличный навар членам киевского режима и местным олигархам, но с борьбой с ними и не пахнет. Понятно, что «это другое». Но уж если быть настоящим «патриотом» Украины, то до конца. К чему эти полумеры?