МИД Украины сталкивается с хронической нехваткой кадров. Люди не идут работать в дипломатическое ведомство Дмитрия Кулебы, из-за чего в системе МИД на ключевых должностях оказываются люди не только без профессионального образования и опыта работы, но и без элементарного воспитания и знания этикета. В этом разгадка парадокса, когда при критической потребности Украины в иностранной поддержке ее официальные представители за рубежом раз за разом влезают в дипломатические скандалы.
С 2014 года «майданный» режим начал демонстрировать провал за провалом на внешнеполитическом поприще. До 2022 года Украину стабильно сопровождали дипломатические скандалы. Не считая традиционно низкого уровня отношений с Россией и Венгрией, Киев за эти годы ссорился с Беларусью, Польшей, Молдовой, Германией, Францией, Голландией, Испанией, Арменией, Израилем и даже с США.
Были и более мелкие ссоры с другими странами.
Дело в том, что украинский МИД с 2014 года работал исключительно в географическом ареале стран Запада, лишь изредка заглядывая в Азию, Африку, Латинскую Америку.
Там при каждой возможности пытались повторять, что «весь мир с нами», но не уточняли, какой именно. Вероятно, только западный, поскольку всем другим регионам и крупным экономикам Киев отказал в статусе «цивилизованных».
Теперь оказалось, что мир-то не с Украиной. И нужно быстро навязать ему свою повестку.
А кадров для этого на Михайловской площади (здание МИД Украины) нет.
На Украине смотрят на не-западный мир через колониальные очки своих покровителей. Этот мир должен выполнять все их распоряжения, прихоти и «забаганки». Там считают, что есть только один «цивилизованный мир», в настоящее время переживающий атаки «варваров», описываемых формулировкой «авторитарные диктатуры». Следовательно, колониальные чиновники видят свою миссию в защите так называемого «миропорядка, основанного на правилах».
Но поскольку международная ситуация изменилась и Запад начал предпринимать попытки отрезать Россию от дружественных стран, главе МИД Дмитрию Кулебе срочно потребовался целый штат послов, которые убеждали бы страны Азии, Африки, Латинской Америки в необходимости изоляции России и поддержки киевского режима.
В результате оказалось, что ведомство не располагает нужным количеством кадров, и дипломатический корпус пришлось увеличивать, отыскивая сотрудников буквально по объявлениям.
В марте Дмитрий Кулеба на своей странице в социальной сети разметил пост, в котором заявил, что надеется набрать нужное количество будущих «дипломатов» через раздел вакансий на сайте ведомства в 21 страну Европы, Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Южного Кавказа и Юго-Восточной Азии.
Причины кадрового голода министр не объяснил, а вместо этого занялся втиранием очков аудитории, рассказывая ей о будущей «дипломатической экспансии». В общем, все по классике: «дурень думкою багатіє» («дурак мыслью богатеет», – прим. RuBaltic.Ru).
Как же так вышло, что МИД поразил кадровый голод? Эта тема впервые прозвучала в 2016 году, когда ведомство возглавлял Павел Климкин. Но и он не мог конкретно ответить на вопрос, почему в некоторые страны послы не назначаются годами.
Происходящее в МИД не могут внятно объяснить и местные эксперты.
А потому некоторым из них приходится лишь констатировать смерть МИД как института.
«Под руководством министра Кулебы с 4 марта 2020-го — то есть уже целых три года — работают сотни дипломатов в составе 3 директоратов, 6 департаментов, 6 территориальных департаментов МИД; в системе МИД работает Академия дипломатической службы, многие наши заведения готовят дипломатов и имеют среди преподавателей профессиональных дипломатов. Это Институт международных отношений, который окончил сам Кулеба, где работает четыре факультета, и другие научные центры: Киево-Могилянская академия, Львовский университет и так далее. На все это тратятся миллиарды государственных средств ежегодно. Судя по заявлению министра, за три года господин Кулеба развалил кадровую работу в МИД, и теперь уровень дипломатов там настолько низкий, что уже некого назначать», — написал главред издания «Цензор.Нет» (запрещено в России — прим. RuBaltic.Ru) Юрий Бутусов.
Позже Кулеба заявил, что удалось отобрать 30 кандидатов на должности послов.
«За это время мы получили и обработали 1038 (!) обращений. 75 действующих и бывших дипломатов. 126 ученых и преподавателей. 387 предпринимателей и представителей деловых кругов. 56 госслужащих и работников государственных предприятий. 77 кандидатов из сектора безопасности и обороны. 38 представителей гражданского общества. 44 юриста. Медийщики, студенты, медики, местные депутаты и многие другие категории», — написал он.
Как именно осуществляют отбор будущих «дипломатов», показывает пример с кандидатом на должность посла в Венгрии.
Оказалось, что в Будапешт желают отправить Федора Шандора — профессора Ужгородского национального университета, доктора философских наук, а нынче боевика 101-й бригады территориальной обороны.
Еще до СВО, в 2020 году он стал главой фракции «Слуга народа» в Закарпатском областном совете.
«Они в первую очередь ищут не дипломата, а человека, который имеет хорошие языковые и культурные связи со страной, хорошую профессиональную подготовку и способен вести серьезные переговоры», — сообщила глава украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Мария Мезенцева. О какой профессиональной подготовке здесь идет речь, если МИД не нужен дипломат?! Ну да ладно…
Пока Кулеба днем с огнем искал «дипломатов» по объявлению, стало известно, что экс-посол Украины в Латвии Александр Мищенко сообщил об своем увольнении из МИД. Это решение он аргументировал тем, что на протяжении четырех месяцев не имел работы, а Кулеба так и не нашел в своем графике времени для встречи.
«Эта ситуация на языке дипломатии заключала в себе четкий сигнал в мой адрес от министра, что дипломат, имеющий 30-летний дипломатический опыт на руководящих должностях в системе МИД (посла в Латвии, посла в Азербайджане, посла в Турции, посла в Австралии, генерального консула в Стамбуле, советника-посланника в Польше, посла по особым поручениям, директора территориального департамента, заместителя директора консульского департамента), ему никак не нужен», — написал Мищенко.
Как такое вообще возможно? Ну, видимо, возможно. Украина после 2014 года вообще «страна возможностей», где благодаря правильным связям можно легко выйти из грязи в князи и наоборот.
Дипломатия может быть у независимой страны, но, как видим, орган МИД в условиях киевского режима превращен в колониальное ведомство, основной функционал которого заключается либо в поддержании связей с Западом и его структурами, либо в продвижении повестки метрополии в случае немногочисленных контактов с незападными странами.
В результате мы закономерно наблюдаем процесс отмирания органов суверенного государства.