Террористическая атака на Крымский мост — еще одна расписка киевского режима в беспомощности стратегически противостоять медленному, но неуклонному катку российской спецоперации. Украинское контрнаступление провалилось, Россия контролирует небо над Украиной и выходы из Черного моря. Не менее важно и то, что российское оружие доказало свою эффективность на поле боя — в столкновении с военпромом стран НАТО.
В конце прошлого года в The New York Times вышла статья, где прямо утверждалось, что Украина стала полигоном для испытаний современного западного оружия и информационных систем, использование которых в новых условиях окажет влияние на способы ведения войны в будущем. А недавно министр обороны Украины Алексей Резников в интервью Financial Times заявил, что Украина является лучшим испытательным полигоном для мировой военной индустрии. Под мировой военной индустрией он подразумевал именно западный ВПК.
Не стоит очередной раз возмущаться цинизмом чиновников киевского режима. Там давно не скрывают, что используют население в качестве расходного материала для войны с РФ. Да и само население в общей массе не против и даже видит в этом свою «миссию», разделяя идеологические установки своей власти.
Что же касается аспекта совершенствования западных вооружений и ведения войны в целом, то эта тема обсуждается довольно давно. На Западе об этом пишут десятилетиями в книгах и СМИ. Совсем недавно британское издание The Economist разместило на своей обложке надпись «Будущее войны» на фоне коллажа из черно-белого снимка с силуэтами солдат австралийской дивизии, следующих по дороге возле бельгийского города Ипр во время Первой мировой войны, где впервые было применено химическое оружие, а над ними летят современные дроны.
На протяжении российской СВО поставляемое на Украину оружие и техника превозносились Офисом президента как некое чудо-средство, которое заставит бежать российских военных с поля боя.
Так было с ПЗРК Javellin, так было с РСЗО HIMARS. Так было даже с подкалиберными боеприпасами с обедненным ураном, которые обещали и британцы, и американцы и о которых в украинских СМИ писали как о почти безвредных. Но ВС РФ всегда находили, что противопоставить противнику.
Несмотря на то, что Россия является одним из крупнейших производителей оружия в мире, пользующегося спросом, ее вооруженные силы, вопреки логике, на Западе и на Украине преподносились как отсталые.
Но когда пропаганда сталкивалась с действительностью, спикерам Офиса Зеленского приходилось многократно изворачиваться и врать, чтобы поддерживать иллюзию контроля за происходящим на поле боя.
И если подобные сказки до сих пор имеют воздействие на украинцев, то на военных из незападных стран такая тупая пропаганда воздействовать не способна.
Потери в технике стран НАТО на Украине сильно бьют по имиджу западного ВПК.
И вот уже глава Пентагона Ллойд Остин, наблюдая уничтоженную американскую технику после начала так называемого «контрнаступления», пытается доказать, что снимки выведенных из строя БМП Bradley — это фотомонтаж, а глава МИД ФРГ Анналена Бербок и вовсе предложила не считать танки Leopard немецкими.
После того как ВС РФ начали регулярно сбивать британские Storm Shadow, в Индии задумались о пригодности против ВС КНР их французского аналога — SCALP-EG, которыми оснащены истребители Dassault Rafale. А пилоты F-16 полагают, что в случае уничтожения данных самолетов на Украине это может создать репутационные риски для западных производителей как истребителей, так и ракет.
Поскольку конфликт уже давно приобрел глобальный характер, то используемые на Украине вооружения и получаемая в ходе конфликта информация могут попасть к противникам Запада из других регионов мира, с которыми у РФ хорошие отношения.
Именно этого и опасаются страны, находящиеся под американским протекторатом из других регионов мира. К примеру, Израиль наотрез отказался поставлять свое оружие на Украину, чтобы через руки российских инженеров оно не оказалось у Ирана.
В то же время до сих пор остается нерешенным вопрос о том, кому же принадлежат беспилотники-камикадзе «Герань-2», очень похожие на такие же иранские модели Shahed-136. Ведь Украина так и не смогла доказать иранское происхождение данных дронов. В то же время спрос во всем мире на беспилотную продукцию иранского ВПК резко возрос. К примеру, Китай заказал себе на вооружение 15 тысяч «шахидов».
К этому стоит добавить и заявление Резникова о том, что специальный представитель КНР по делам Евразии Ли Хуэй при посещении Киева во время турне по обсуждению мирной инициативы Пекина не поверил в байку о том, что американский ЗРК Patriot смог сбить российскую гиперзвуковую ракету «Кинжал».
Министр даже пообещал предоставить некие «доказательства», но Ли отказался. Что еще раз доказывает, что репутация западного ВПК претерпевает изменения на глазах.
Чем дальше заходит конфликт, тем более сдержанными, но в то же время и ожесточенными становятся настроения в НАТО. И последняя встреча коалиции на саммите в Вильнюсе показала это. Так что глава Пентагона Ллойд Остин и заявил, что прокси-война против России приобретает затяжной характер, а потому им всем следует нацелиться на «марафон».
Похожие настроения и у американских наемников, утверждающих, что «худший день в Афганистане и Ираке — это хороший день на Украине».
Как Запад будет решать возникшие трудности — вопрос открытый. Но жить как раньше — за счет других — уже не выйдет. А в условиях перенаправления цепочек поставок сырья и энергоресурсов это становится гораздо сложнее. Не стоит забывать также о конкуренции между западными концернами и о коррупции. Ведь борьбу за самые «жирные» контракты никто не отменял.
Встреча представителей оборонной промышленности НАТО 15 июня закончилась скандалом, поскольку часть компаний не была допущена к дележу бюджетов, выделенных на производство техники.
А ведь есть еще и проблема падения стоимости ценных бумаг. К примеру, акции американской компании Raytheon Technologies Corporation производителя ЗРК Patriot упали почти на 8% после того, как 16 мая в Минобороны РФ отчитались об уничтожении одной радиолокационной станции и пяти пусковых установок под Киевом. Похожая проблема обнаружилась и у немецкого концерна Rheinmetall. После новостей об уничтожении всех поставленных ВСУ танков Leopard его акции снизились более чем на 11%.
Тем не менее, по данным Госдепа США, продажи американской техники в последнем финансовом году выросли на 49% — до 205,6 миллиарда долларов.
«Прямые военные продажи американских компаний выросли на 48,6% — до 153,7 миллиарда долларов в 2022 финансовом году со 103 миллиардов в 2021 финансовом году, а продажи, организованные через правительство США, выросли на 49,1% — до 51,9 миллиарда в 2022 году с $34,8 миллиарда в предыдущем году», — сообщили в Пентагоне.
Как видим, в текущих условиях американский ВПК процветает. Но и это не может продолжаться еще сколько-нибудь долго. Причина же этого, как поясняет расследование CBS News, состоит в чрезмерном завышении цен оружейными подрядчиками. Но кто захочет покупать дорогое и неэффективное оружие в будущем?
«В 2015 году Асад (Шей Асад – бывший главный переговорщик Raytheon по контрактам — прим. RuBaltic.Ru) приказал провести проверку, и армейские переговорщики обнаружили, что компания Lockheed Martin и ее субподрядчик, Boeing, грубо завышали цены для Пентагона и союзников США на сотни миллионов долларов за ракеты PAC-3 системы Patriot», — сообщает канал.
Вот откуда берутся такие суммы, о которых сообщает Пентагон. Речь идет о мошенничестве и махинациях с ценообразованием.
Главный же вывод для незападного мира в ходе конфликта на Украине в том, что информация, добытая Россией в боях с западной военной техникой, сделает ее оружие в будущем еще более мощным и смертоносным.
Это укрепит ее позиции на рынке. Часть этого опыта при необходимости будет передана партнерам по БРИКС и ШОС, а также другим дружественным странам. Что позволит им избежать тех или иных проблем и ошибок в случае локальных столкновений с Западом в будущем.