Десять лет назад на Украине произошли события, которые позже были расценены многими как предтеча Евромайдана. В поселке Врадиевка Николаевской области группа людей, обвинявших сотрудников МВД в надругательстве над местной жительницей, атаковала райотдел милиции. Вслед за этим акции протеста охватили половину регионов, создавая вокруг силовиков негативный фон. То ли дело в наши дни: украинские полицейские и дети чиновников регулярно совершают изнасилования, и в том числе несовершеннолетних, а суды дают за это условные сроки, но никому в стране больше не приходит в голову протестовать.
27 июня 2013 года возле поселка Врадиевка Николаевской области была обнаружена сильно избитой 29-летняя местная жительница — продавщица Ирина Крашкова. По словам девушки, ее изнасиловали и пытались убить двое сотрудников местной милиции: капитан Евгений Дрыжак и старший лейтенант Дмитрий Полищук.
Участвовал в преступлении и таксист Рабиненко, возивший их на своей машине. Дрыжак был крестником начальника областного управления внутренних дел, а Полищук — племянником влиятельного николаевского прокурора.
В деле практически сразу возникли странности.
Дрыжак в тот день был дежурным по райотделу, и его постоянно видели другие сотрудники. А несколько медэкспертиз не выявили у Крашковой следов генетических материалов, которыми можно было бы привязать к преступлению кого-либо из подозреваемых. Кроме того, в акте медицинского обследования констатировался тот факт, что жертва вела беспорядочную половую жизнь.
Однако телесные повреждения у девушки все же были серьезные — напавшие на нее проломили ей череп. Во Врадиевку был вызван нейрохирург из Николаева, принявший решение о перевозке пострадавшей в областной центр, где ей сделали две операции. 1 июля ее перевезли обратно во Врадиевку, а затем вернули на лечение в «область».
В поселке тем временем начался «сход», вылившийся в массовые протесты и в штурм райотдела милиции.
По информации местных СМИ, там «засветились» представители руководства неонацистской партии «Свобода» и лица, которые затем «всплыли» среди лидеров «Правого сектора» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru). При этом тогда среди толпы якобы уже использовалась символика с пресловутым «волчьим крюком», который в дальнейшем будут использовать «правосеки» и боевики полка «Азов» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru). Всего за несколько дней акции, аналогичные врадиевской (только без штурмов отделений МВД), прошли более чем в десятке регионов Украины, включая Киев.
СМИ сообщили, что алиби капитана Дрыжака вызвало сомнения — в райотделе был черный ход, через который милиционер теоретически мог покинуть здание. А качество видеокамер на месте не позволяло четко идентифицировать, кто выходит из него в темное время суток.
В итоге трое подозреваемых, на которых указала Крашкова, были взяты под стражу и стали фигурантами уголовного дела. Сама жертва, сославшись на плохое самочувствие, отказалась участвовать в судебных заседаниях. Дрыжак и Полищук были приговорены к 15 годам лишения свободы, а Рабиненко — к 11. Милиционеры свою вину в изнасиловании и попытке убийства признавать категорически отказались.
События во Врадиевке стали жестоким ударом по имиджу правоохранительных органов эпохи Виктора Януковича.
Родные осужденных заявили, что тех оговорили. В местных СМИ всплыла информация о том, что у Крашковой был конфликт с семьей Дрыжака — она якобы состояла в интимной связи с отцом девушки капитана.
Через некоторое время после случившегося жертву стали замечать в поселке на новом джипе «Тойота». Также поползли слухи о том, что у нее якобы появились квартира в Николаеве.
С 2014 года эта история практически пропала со страниц украинских СМИ. О ней вспоминают преимущественно лишь как о «нарицательном» примере «беспредела» времен Януковича.
Вот только стало ли на Украине меньше подобного в наши дни?
На днях в Сумах двое полицейских изнасиловали 15-летнюю девочку. Один из них познакомился с несовершеннолетней в Интернете и заманил на встречу. В дальнейшем «правоохранители» завезли ее в лесополосу и надругались над ней. Причем задержан был только один из участников преступления. Никаких протестов в Сумах не наблюдается.
Перед этим СМИ обсуждали события в городе Кагарлык Киевской области. В 2020 году в местном отделении пытали и насиловали 26-летнюю девушку. Ее привезли под предлогом дачи показаний, а затем натянули на нее противогаз и, устроив стрельбу у нее над головой, надругались. Следствие продолжалось три года. Двум фигурантам недавно дали по 11 лет лишения свободы, остальных пока не трогают, так как они участвуют в боевых действиях. Протестов снова-таки никаких.
В мае 2023 года стало известно об изнасиловании двумя украинскими полицейскими несовершеннолетней девушки в Черкассах. Факт совершения преступления полностью подтвержден медицинской экспертизой. Подозреваемые находятся под домашним арестом. О протестах ничего не слышно.
Шокирующее решение вынес недавно Воловецкий районный суд Закарпатской области.
Там трое подростков избили и изнасиловали 14-летнюю девочку. Гуманное украинское правосудие оценило групповое надругательство с побоями в пять лет лишения свободы условно. Возможно, определенную роль при вынесении вердикта суда сыграл тот факт, что мать одного из насильников — чиновница. По информации СМИ, за условный срок выступили все правоохранительные органы, участвовавшие в процессе. После вынесения приговора несколько политиков повозмущались в соцсетях, пообещав взять дело «на контроль», а потом все затихло. Публичных протестов снова-таки нет.
В Переяслав-Хмельницком суд вынес приговор полицейским, которые якобы случайно застрелили в 2019 году пятилетнего ребенка. Основной фигурант получил ровно столько, сколько шло рассмотрение дела — четыре года, поэтому вскоре окажется на свободе. Его товарищ, передавший ему «нелегальные» патроны, и вовсе отделался двумя годами. С протестами — все то же.
На этом фоне верить в проявления «народной воли» на Украине, к сожалению, просто смешно. После Евромайдана жестоких изнасилований и циничных убийств со стороны сотрудников правоохранительных органов меньше точно не стало.
Но широкие народные массы не обращают на них ровным счетом никакого внимания. Ну или понимают, что «новая европейская власть» с протестующими церемониться не будет — в лучшем случае объявит «пособниками врага», а в худшем — просто прикажет пару раз полоснуть по толпе из автоматов.
Протесты же во Врадиевке, судя по всему, были запущены потому, что кому-то нужно было взорвать ситуацию в стране и представить всех украинских милиционеров монстрами накануне государственного переворота 2013–2014 годов. Вне всякого сомнения, Ирина Крашкова стала жертвой жестокого преступления, однако некоторые его аспекты определенно остались скрыты мраком новейшей политической истории Украины.