Майя Санду и подконтрольная ей юстиция семимильными шагами приближают Молдову к установлению тоталитарного режима. На днях Конституционный суд республики постановил признать незаконной ведущую оппозиционную партию страны — «Шор». Все происходящее до боли напоминает действия киевского режима на Украине, где не только уничтожили всю оппозицию, но и жестоко наказывают за любое «неправильное» слово.
В понедельник, 19 июня, Конституционный суд (КС) Молдовы удовлетворил ходатайство правительства страны об объявлении партии «Шор» неконституционной. Это решение открывает дорогу к запрету ведущей оппозиционной политической силы республики и аннулированию ее регистрации.
Именно «Шор» является вдохновителем и организатором массовых акций протеста молдаван против катастрофической политики команды Майи Санду, которая привела к многократному росту тарифов на газ, электроэнергию, коммунальные услуги и продукты питания, небывалому росту инфляции до 34%, полному обнищанию наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения.
Однако «Шор» является не только «партией протеста».
В ряде районов страны (Оргеевском — одном из крупнейших в Молдове, Тараклийском — столице культурной болгарской автономии) руководителями являются ее представители. Сегодня эти регионы — символы процветания и образец разумного хозяйствования в интересах их жителей.
К этому можно добавить, что вице-председатель партии Марина Таубер фактически победила на выборах мэра Бельц — второго по величине города Молдовы, набрав в первом туре 48% голосов. Однако была незаконно снята с гонки в результате судебного произвола юстиции, подконтрольной президенту и правящей партии PAS.
Подобный вариант планировалось осуществить и в ходе выборов башкана (главы) Гагаузии, где также победила кандидат от «Шор» Евгения Гуцул. Правда, здесь кишиневские власти получили решительный отпор со стороны Народного собрания автономии и были вынуждены отступить. Поэтому решение Конституционного суда в отношении оппозиционной партии следует рассматривать как некий реванш Санду и компании, призванный сгладить негативный эффект от поражений на местных выборах.
Произошедшее очень напоминает политику, проводимую киевским режимом на Украине.
В марте прошлого года Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) приостановил деятельность оппозиции на время военного положения. В стране были полностью запрещены 12 политических партий, которые считались пророссийскими.
В Молдове же «Шор» находится в оппозиции к проевропейской власти не только по экономическим вопросам, отстаивая необходимость сохранения добрых отношений и развития сотрудничества с Россией. Одно это, помимо постоянной и острой критики главы государства, правительства и парламентского большинства, являлось достаточным, чтобы на партию обрушились репрессии правящего режима.
Например, Таубер на настоящий момент более полугода находится под домашним арестом, несмотря на статус депутата парламента. Обыски в офисах партии и задержание ее активистов уже стали рядовым явлением.
И вот власть добилась своего — у нее появилась «законная возможность» ликвидировать неугодное политформирование.
Вице-председатель партии «Шор» так прокомментировала решение Конституционного суда: «Это опасный прецедент. С этого дня еще много партий будет закрыто. Для этого достаточно быть против президента Майи Санду. Мы останемся партией "Шор", даже если у нас отберут печать. Наша команда останется сильной. У нас множество формул того, как продолжить нашу борьбу».
Также оппозиционеры намерены обжаловать решение КС Молдовы в Европейском суде по правам человека.
Произошедшее вызвало резкую реакцию и со стороны других, пусть и не столь активных представителей оппозиции.
«Майя Санду и PAS напрасно сегодня радуются запрету партии "Шор". На самом деле сегодняшний вердикт КС описывает будущее правящей партии. История и страна возьмут реванш. Власть PAS сегодня официально стала тоталитарной, уничтожающей оппозиционные силы. Это становится очевидным для все большего числа людей. И отныне их судьбу легко предсказать — эта партия станет жертвой собственного прецедента. Тот, кто убивает демократию, будет удален с политической сцены», — заявил бывший президент Игорь Додон.
С ним согласился и экс-премьер Ион Кику — кстати, также лидер партии проевропейской направленности, оставивший в социальной сети пост о том, что PAS станет следующей, которая будет ликвидирована.
Однако сходство процессов, происходящих в Молдове и на Украине, этим не ограничивается.
Например, в республике планируется создание так называемого Национального центра информационной защиты и противодействия пропаганде «Патриот», о котором объявила Санду на специальном брифинге. Глава государства объяснила необходимость его появления тем, что Россия «информационно атакует Молдову, чтобы посеять ненависть, ослабить доверие людей к нашему государству».
По сути эта структура станет Министерством правды из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». На Украине система уже отработана и успешно функционирует — там есть ЦИПсО (Центр информационно-психологических спецопераций). «Патриот» также будет выполнять две параллельные функции: борьба с информацией, которая не согласуется хотя бы в малейшей степени с проводимой властью политикой, и навязывание своей, проверенной и подготовленной легенды происходящего в Молдове и за ее пределами.
При этом подобная идея вызывает неодобрение и замечания даже со стороны прозападных организаций. Институт европейской политики и реформ (IPRE), например, указал, что «детище» Санду требует доработок.
В IPRE подчеркивают, что законопроект включает такие понятия, как «дезинформация» и «пропаганда», «которые имеют широкий потенциал для толкования, а их ненадлежащее применение может привести к ограничению основных прав и свобод, гарантированных Конституцией», и рекомендует ввести четкую формулировку понятий.
Также эксперты отмечают, что отсутствуют ясные критерии и стандарты выявления и оценки дезинформации и пропаганды, а также недостаточно разграничены и определены понятия фейков, дезинформации и недостоверной информации.
К сожалению, приходится констатировать, что Молдова шаг за шагом с некоторым отставанием идет по пути Украины — к вооруженному конфликту с Россией в интересах США и НАТО.
И как тут с горечью не вспомнить предвыборный лозунг нынешней власти, представители которой обещали вступление в Евросоюз pas cu pas — «шаг за шагом», обыгрывая аббревиатуру молдавского названия PAS. В реальности «вхождение в ЕС» обернулось для Молдовы жесточайшим экономическим кризисом, фактическим введением тоталитарного режима и возрастающим риском войны, в которую втягивают страну Санду и правящая партия.