Верховный суд Нидерландов решил передать киевскому режиму принадлежащие крымским музеям античные драгоценности, которые в 2014 году входили в число экспонатов выставки археологического музея в Амстердаме. Удивляться избирательности западного правосудия вряд ли стоит, уж больно много за последние годы было примеров его «непредвзятости». Однако в данном случае есть нюанс: культурные ценности теперь находятся в большой опасности, ведь Украина — один из крупнейших центров «черной археологии» и расхищения музейных фондов.
Сложная ситуация вокруг прав на античные и средневековые драгоценности из музеев Крыма уходит корнями в 2014 год. Незадолго до госпереворота на Украине в археологическом музее Алларда Пирсона (Амстердам) при содействии Амстердамского университета началась выставка «Крым — золотой остров в Черном море», известная также как «Скифское золото».
На ней были представлены культурные ценности из шести музеев, четыре из которых — крымские: Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» и Керченский историко-археологический заповедник.
Всего на выставку было отправлено 565 экспонатов, относящихся к культурам скифов, готов и сарматов. Контракты заключались между крымскими музеями и нидерландской стороной.
Выставка официально закончилась 31 августа 2014 года. С этого момента возникли сложности с возвращением коллекций. По логике вещей, Нидерланды должны были вернуть культурные ценности тем музеям, с которыми составлялись договоры — ведь они хранятся в соответствующих фондах. Однако тут в дело вмешалась политика.
Незаконный по своей сути киевский режим объявил крымские экспонаты «украинской государственной собственностью». Таким образом, нидерландская сторона оказалась «на разрыве» между совестью и политической целесообразностью. Победило второе. Музей Алларда Пирсона занял сторону Киева.
Однако законные владельцы коллекций пошли в суд.
14 декабря 2016 года Окружной суд в Амстердаме принял решение о передаче «скифского золота» Украине, а не музеям, что последние обжаловали. 26 октября 2021 года на сторону киевского режима стал Апелляционный суд Амстердама, объявивший экспонаты «частью культурного наследия Украины». И вот 9 июня 2023 года Верховный суд Нидерландов отклонил кассационную жалобу российской стороны.
«Вступление в силу этого решения означает грубейшее нарушение права народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию, которое было гарантировано рядом международно-правовых актов», — заявил сотрудник постоянного представительства Крыма при президенте России, известный юрист Александр Молохов.
Собственно говоря, ничего удивительного в решениях нидерландских судов нет. Власти западных стран давно уже вытерли ноги о международное право. Ведь они изначально легализовали результаты антиконституционного переворота 2014 года, хотя европейские государственные деятели перед этим давали официальные гарантии законному президенту Украины Виктору Януковичу. После этого можно уже ничему не удивляться.
И все же события, связанные с культурой и историческим наследием, имеют свои особенности.
Буквально на днях Канада ввела санкции против украинцев, оставшихся работать в музеях на вошедших в состав России территориях. Жест этот глубоко символичен. Ведь речь идет даже не о силовиках или политиках, а о людях совершенно безобидных. Репрессии против таких позволяли себе только совсем «отмороженные» режимы вроде гитлеровского.
Впрочем, действия официальной Оттавы — это далеко не первый факт нападок киевского режима и его хозяев на деятелей науки и культуры.
В 2018 году правительство Украины предложило наложить санкции на 23-х работающих в Крыму археологов. Тогда даже отдельные совестливые украинские эксперты осудили эту идею, отмечая полную аполитичность археологии как науки.
Однако киевский режим слушать специалистов не пожелал. В 2020 году Владимир Зеленский ввел санкции против Эрмитажа, МГУ, Пушкинского музея и ряда других учреждений образования и культуры.
Во всех этих движениях официального Киева можно усмотреть печальную иронию. Ведь Украина — один из крупнейших центров «черной археологии» и расхищения музейных фондов.
«Только через один аукцион находок "черных археологов" за год продается на четыре Национальных музея истории Украины», — цитировало в 2020 году агентство УНИАН археолога Максима Леваду.
На «черном рынке» страны десятилетиями всплывают уникальные вещи, способные перевернуть всю мировую науку, но уже вырванные из археологического контекста и поэтому представляющие собой гораздо меньшую научную ценность, чем в то время, когда они лежали в земле.
«"Черные археологи" не понимают, что клады — не грибы, они не растут после дождя. По наблюдениям моих коллег, некоторые категории находок уже исчезли. Их не будет никогда. Это началось в Крыму, когда начали исчезать орлиноголовые пряжки. "Чернушники" говорили: "Даже под заказ не найдем". Это значит, что практически все могильники VI–VII столетий были уничтожены», — рассказал украинский археолог.
До 2014 года «черная археология» носила в Крыму тотальный характер, а строительные компании с подозрительной легкостью получали разрешения на застройку участков, вплотную примыкающих к уже известным древним памятникам.
На полуострове до сих пор разгребают это мрачное украинское наследие — например, под Севастополем «уважаемым» людям нарезали участки прямо на античной усадьбе. Потом землю перепродали, а новые хозяева начали делать вид, что ничего не знают, и пытаться отстраиваться. И такой случай — далеко не один в своем роде. Теперь этим всем занимаются правоохранительные органы.
На Украине же после майдана среди разрушителей культурного наследия царит полная вольница. Только за последние годы в Винницкой и Николаевской областях «черные археологи» публично раскапывали курганы с использованием строительной техники. Дела до сохранения историко-культурного наследия нет никому.
При этом, как пишут местные СМИ, за несколько тысяч евро таможенники готовы организовать переправку за границу хоть целого мамонта. Стоит ли удивляться тому, что из украинских музеев в таких условиях бесследно испаряются картины и другие произведения искусства?
Таким образом, суд Амстердама отдал «скифское золото» в самое опасное для того место.
С таким же успехом драгоценности можно было бы разложить на столах без охраны прямо на улицах. Или голландцы решили помочь новому воплощению атамана Зеленого, сидящему в Киеве в президентском кресле, сформировать собственный золотой запас на тот случай, если ему придется спасаться с Украины бегством?