Поведение руководства стран Прибалтики все больше напоминает карго-культ народов Меланезии. Лишившись регулярной гуманитарной помощи, которую сбрасывали с воздуха американские военные, индейцы в надежде на ее возвращение вкладывали все силы в строительство деревянных самолетов и взлетно-посадочных полос. Правительства Литвы, Латвии и Эстонии сейчас сходным образом тратят средства своих дефицитных бюджетов на вооружение, стремясь добиться внимания и одобрения Запада. Какие новые виды наступательного оружия появятся в ближайшее время в Прибалтике? Что за подразделения Альянса будут там расквартированы? На эти и другие вопросы в интервью RuBaltic.Ru ответил главный специалист Центра геополитических исследований Балтийского региона Института геополитических и региональных исследований БФУ им. Канта Юрий ЗВЕРЕВ.
— Господин Зверев, казалось бы, на данном этапе главные усилия НАТО должен был сосредоточить на «освоении» территории своего нового партнера — Финляндии. Однако, судя по всему, приоритет по-прежнему отдается Прибалтике. Это действительно так?
— Я вообще не сильно уверен, что именно Финляндия теперь займет главное место на восточном фланге Альянса. Если уж о ней говорить, что-то более или менее серьезное может появиться на севере этой страны, поближе к российским военным базам на Кольском полуострове. А вот что касается Прибалтики, то ее роль в планах НАТО остается достаточно важной, несмотря на то, что сам по себе данный регион является довольно уязвимым местом в системе блока.
— Вы подразумеваете отсутствие стратегической глубины?
— Да. Но еще и наличие небезызвестного Сувалкского коридора, который мало того что в транспортном отношении плохо обеспечен (там есть всего пара плохоньких дорог), так еще на Западе опасаются, что при необходимости его легко можно перерезать встречными ударами из Калининградской области и Беларуси.
И тогда вся натовская группировка окажется «в мешке».
Тем не менее Прибалтику в самом деле усиленно накачивают вооружениями и НАТО старается укрепить там свои позиции — в том числе потому, что та же Эстония находится в непосредственной близости от Санкт-Петербурга. А он, на минутку, является одним из крупнейших центров российского военно-промышленного комплекса, да и вообще вторым по величине городом страны, если уж на то пошло.
Воинские контингенты стран Альянса уже достаточно давно дислоцируются на территории не только Эстонии, но и Латвии с Литвой. Стоит напомнить, что еще в 2017 году во всех этих республиках (а заодно и в Польше) были размещены боевые группы усиленного передового присутствия НАТО. В Литве — во главе с Германией, в Латвии, несколько неожиданно, — во главе с Канадой, в Эстонии — под руководством Великобритании.
Изначально каждая такая группа насчитывала тысячи полторы штыков, но в 2022-м их усилили, а по итогам прошлогоднего саммита НАТО было решено, что они могут быть расширены до бригад.
Еще до этого в Прибалтике появилась натовская авиация — так называемая «Балтийская воздушная полиция».
Поскольку своих ВВС с боевыми самолетами ни у Эстонии, ни у Латвии, ни у Литвы нет, вскоре после их вступления в блок, в марте 2004 года, туда передислоцировались истребители Альянса — сначала в литовский Шауляй, а с 2014 года — еще и на эстонскую авиабазу Эмари.
— Насколько я знаю, в Эстонии сейчас создают еще и сухопутную дивизию по стандартам НАТО?
— Не могу сказать, что это будет именно дивизия, но две пехотные бригады, батальоны тылового обеспечения и управление дивизии (порядка 100 человек) действительно формируются. Но пока это скорее организационные изменения, нежели глобальные.
— А как насчет мотопехотной бригады бундесвера в Литве?
— Там вообще интересная история. Четкое ощущение, что в этом случае Вильнюс выкручивал руки Берлину, а не наоборот, как можно подумать. Изначально немцы предлагали примерно следующее: их пехотная бригада будет приписана к Литве, но останется в Германии, а в случае необходимости в течение 10 дней окажется переброшена к месту приписки.
Литовцы устроили натуральную истерику: мол, хотим немецкую бригаду здесь и сейчас.
В итоге сошлись на том, что до постройки в Литве нужного количества казарм и прочей инфраструктуры половина бригады будет находиться в Германии, а другая половина все-таки отправится в прибалтийскую республику, куда переместится полностью где-то к 2026 году. То есть большого энтузиазма воевать за литовцев немцы, в общем-то, не демонстрируют. В целом, хотя лавинообразной военной накачки Прибалтики со стороны НАТО не наблюдается и пока все идет обычным темпом, общая тенденция просматривается нехорошая.
— А как можно прокомментировать намерение Латвии увеличить свой военный бюджет до 2,25% ВВП, Эстонии — до 2,9%, а Литвы — вообще до 3%? И это при стандартном требовании к странам — участникам НАТО на уровне 2%!
— Думаю, это не от хорошей жизни. Да, все три республики настроены масштабно и стремительно перевооружаться, но, как у нас говорят, бодливой корове бог рогов не дает. Приведу несколько любопытных цифр. Самая экономически мощная из тройки указанных стран — Литва, валовой продукт которой в прошлом году составил 68 миллиардов долларов. В то же время есть в составе НАТО такой «могучий» участник под названием Люксембург с населением 650 тысяч человек. Так вот, ВВП Люксембурга — 82 миллиарда долларов.
То есть каждая из стран Прибалтики экономически уступает одному из самых маленьких государств Североатлантического альянса.
Да, указанные проценты выглядят внушительно. Но если переводить их в реальные деньги, получается, в общем-то, пшик. У Эстонии в 2022 году военный бюджет составлял 830 миллионов долларов, у Латвии — 852 миллиона, у Литвы как самой мощной из трех — почти 1,6 миллиарда. Опять-таки, цифры вроде бы немаленькие, но если прикинуть стоимость современной военной техники и содержания войск, нельзя сказать, что это прибалтов радикально усилит.
Вероятнее всего, бо́льшая часть средств пойдет на строительство казарм для натовских контингентов.
Причем строить наверняка будут не местные, а какие-то западные фирмы, и в итоге все денежки утекут военно-промышленным комплексам США и Евросоюза.
И если страны Прибалтики, наплевав на тяжелое экономическое положение собственного населения, такое приемлют, флаг им в руки!
— Как показывает пример Украины, оружие могут дать и без денег, только бы им воевали против России.
— Но дадут же не задаром, а в кредит, за который впоследствии обязательно спросят — не деньгами, так чем-нибудь еще.
— Будет ли с кого спрашивать?
— Это уже другой вопрос. Но я Вас уверяю: те, кто оружие поставляет, деньги за него в любом случае получат.
— А ведь те же эстонцы грезят о собственных «хаймарсах»…
— Которых реально смогут получить всего шесть единиц. Правда, есть один интересный нюанс: они получают не одни только «хаймарсы», а еще и некоторое количество ракет ATACMS к ним с дальностью стрельбы 300 километров. Заметим, Украине эти ракеты так и не дали. До Санкт-Петербурга добивают с запасом. Кстати, еще восемь таких американских установок с аналогичными боеприпасами получат литовцы. Нетрудно догадаться, куда они их нацелят.
— То есть приобретается именно наступательное оружие?
— Да. И еще один показательный факт: до недавнего времени у стран Прибалтики не было самоходной артиллерии, а теперь она у них появилась, причем довольно неплохая. Эстонцы обзавелись южнокорейскими гаубицами К-9 Thunder, латвийцы — американскими М109, литовцы — немецкими PzH 2000. Данные вооружения также скорее наступательные, нежели оборонительные.
Можно добавить, что Эстония сейчас закупает израильские противокорабельные ракеты, Латвия — норвежские, поляки в ходе учений неоднократно перебрасывали на острова Моонзундского архипелага свои береговые ракетные комплексы… Для нашего Балтийского флота в случае чего все это может стать немалой проблемой.
— Как уже говорилось, возросшие военные расходы практически неминуемо отразятся на уровне жизни местного населения. Придется ли руководству Прибалтийских республик как-то оправдываться за это перед собственными подданными?
— А им в этом плане относительно просто, потому что вся жизненная философия государств Прибалтики наряду с Польшей строится на закоренелой русофобии.
А если подобное впитывается с молоком матери, мозги населению промывать достаточно легко.
Хотя должен заметить, что реальные настроения в этих странах мы вряд ли знаем. Везде у власти вполне авторитарные режимы, местные контрразведки планомерно отлавливают всех, кто имеет мнение, отличное от официального, поэтому результатам проводимых там социологических опросов лично я бы не очень доверял. Потому что в сложившихся условиях респондентам безопаснее говорить что-либо нейтральное или общепринятое, нежели выражать свои истинные мысли.
— Что же делать России в ситуации, когда с северо-запада нависает вполне ощутимая военная угроза?
— Многое уже делается. Например, воссоздается некогда опрометчиво расформированный Ленинградский военный округ. А значит, будут всемерно усиливаться дислоцирующиеся на его территории войска. Ну а в целом, конечно же, необходимо держать порох сухим и внимательно отслеживать обстановку.