Сегодня отмечается Международный день защиты детей, который был учрежден в 1949 году. С момента распада Советского Союза воспитание подрастающего поколения и в России, и в Беларуси во многом было пущено на самотек, что и привело сегодня к ситуации, когда для значительной части молодежи слово «патриотизм» стало чуть ли не ругательством. В условиях гибридного противостояния с Западом, который давно наловчился воздействовать на неокрепшие умы на информационно-идеологическом фронте, необходима скоординированная политика Москвы и Минска в этой сфере.
Защита детей и молодежи является приоритетной задачей как в Беларуси, так и в России. Эта тема обрела особенную актуальность в связи с событиями последних лет и углубляющимся противостоянием с Западом. В этом контексте работа с подрастающим поколением приобретает особое значение.
Специфика нынешнего гибридного конфликта с США и их союзниками заключается в том, что он имеет не только военно-политическое, но и информационно-идеологическое измерение. И борьба за неокрепшие умы становится одним из его «фронтов». Патриотическое воспитание молодежи должно стать одной из ключевых задач Союзного государства.
Однако что же понимать под патриотическим воспитанием и патриотизмом?
В советский период работа на данном направлении носила целостный и системный характер. Она была основана на господствующей коммунистической идеологии. Начиная с младшей школы, детей последовательно «прогоняли» через целый ряд структур: октябрята, пионеры, затем комсомол.
В этих организациях школьники не только воспитывались в духе «единственно верного» марксистско-ленинского учения — им также прививалось чувство общей огромной Родины и патриотизма. Эта система, безусловно, имела свои изъяны, но тем не менее это была монолитная программа по подготовке будущих советских граждан.
Однако данный метод воспитания канул в Лету вместе с развалом СССР и крахом коммунизма, после чего подрастающие поколения Беларуси и России оказались в принципиально новых условиях.
Во-первых, исчезло чувство общего Отечества. В один момент «отечества» у российских и белорусских детей оказались разные. И если в России изменение границ государства так до конца и не было отрефлексировано, а восприятие бывших союзных республик как «почти наших» по инерции сохранялось очень долго, то в Беларуси ситуация оказалась принципиально иной.
В первые годы независимости было велико идеологическое влияние белорусского этнического национализма, в соответствии с которым перестраивались школьные программы. Приоритетом стало формирование новой национально-государственной идентичности, чтобы молодые белорусы в первую очередь чувствовали себя гражданами и патриотами именно Беларуси, а не общего государства с центром в Москве.
Более того, местные националисты стремились всячески разжигать ненависть к бывшей «метрополии», соответствующим образом перестраивая преподавание истории.
После 1994 года их агрессивное влияние на систему образования и воспитания детей и молодежи оказалось ослаблено, но не ушло полностью. Результатом становились нарастающее отчуждение новых поколений белорусов от России, восприятие ее как заграницы, иностранного государства, несмотря на очевидную культурную близость. Естественно, снижался уровень знаний белорусской молодежи о российских истории, культуре, географии.
Второй проблемой стало то, что с падением коммунизма школьники и студенты в России и Беларуси оказались под мощным воздействием западной культуры, стандартов и ценностей. Тамошнее общество потребления, музыка, кино, стиль, образ жизни сделались эталоном и объектом подражания. «Как на Западе/как в Европе» стало своего рода знаком качества.
В Беларуси это наивное западничество входило в резонанс с местным национализмом, основанном на мифе о том, что, мол, республика «более европейская» в сравнении с Россией. Это также способствовало распространению антироссийских стереотипов в белорусском обществе, особенно среди молодежи. Стоит ли после этого удивляться массовому выходу «европейски ориентированных» молодых людей под националистическими флагами на улицы Минска в августе 2020 года?
Сегодня, когда Беларусь и Россия вместе противостоят коллективному Западу, важно преодолеть эти провалы в политике в отношении подрастающего поколения.
Массовый «исход» белорусских айтишников за границу и толпы «испуганных патриотов» в Верхнем Ларсе — наглядное свидетельство ошибок, допущенных в этой сфере.
Что важно сделать, чтобы изменить ситуацию? Во-первых, необходима актуализация идеи общего Отечества. Союзное государство должно не оставаться безликой бюрократической надстройкой, а восприниматься как общая Родина белорусов и россиян. В противном случае у белорусской молодежи возникают вопросы, почему их страна оказалась втянута в конфликт на стороне России, и они вынуждены терпеть лишения из-за ухода привычных западных брендов, а также невозможности свободно выехать в Литву или Польшу, как это было несколько лет назад.
Представление о США и их сателлитах как о естественных конкурентах должно стать неотъемлемой частью воспитания белорусской и российской молодежи.
Молодые люди должны четко понимать, что попытки интеграции и объединения с Западом не несут ничего, кроме хронической бедности и отставания, как это и было последние тридцать лет.
Напротив, формирование независимого и самостоятельного геополитического центра на севере Евразии максимально отвечает интересам как России, так и Беларуси.
Сегодня обе страны медленно и осторожно начинают сближение своей политики в области воспитания детей и молодежи. В 2023 году в Минске министры образования Беларуси и России подписали план мероприятий по развитию взаимодействия ведомств в 2023–2024 годах. Запланирована организация белорусско-российского ресурсного центра по научно-методическому сопровождению педагогических классов. Среди мероприятий — фестиваль военно-патриотических лагерей и клубов, а также активная деятельность в рамках Ассоциации школ Беларуси и России.
Важно, чтобы эта деятельность не выродилась в очередную бюрократическую пустышку и наполнилась реальным содержанием.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН