В школах Беларуси и России подошел к концу учебный год, и учащиеся обеих стран уходят на долгие трехмесячные летние каникулы, а многие выпускники готовятся стать студентами. Советское образование, которое было, по всеобщему признанию, одним из лучших в мире, лежит в основе современных белорусских и российских школьных программ. Тем не менее долгие годы после распада СССР Минск и Москва шли параллельным курсом в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. И только относительно недавно началась тесная интеграция образовательных систем России и Беларуси, призванная дать одинаковые возможности белорусским и российским абитуриентам.
Советское наследие по-прежнему играет большую роль в системе школьного образования Беларуси и России. В основе современных белорусских и российских учебных методик лежат общие высококлассные стандарты, разработанные еще во времена СССР.
Вместе с тем за прошедшие с момента распада Советского Союза тридцать с лишним лет в двух странах возникли серьезные расхождения в данном направлении.
В наши дни в условиях противостояния с Западом, которое происходит в том числе в деле влияния на умы подрастающих поколений, согласованная политика в сфере школьного обучения становится важна как никогда.
Сегодня Минск и Москва ведут работу по созданию и внедрению совместных решений для подготовки молодых кадров (образовательные программы, научные проекты, молодежное сотрудничество и прочее). Что уже сделано и что предстоит сделать еще?
Унификация системы вступительных испытаний
Пожалуй, главными достижениями в области политики просвещения Союзного государства стали сближение систем вступительных испытаний в вузах Беларуси и России и их взаимное признание.
В обеих странах отказались от старой системы, которая была принята в СССР. В советское время абитуриент, сдав выпускные экзамены в школе, должен был подавать документы в выбранное им учебное заведение и уже там проверять уровень необходимых для зачисления знаний. При этом каждый вуз устанавливал собственный порядок отбора на каждую специальность.
Такой способ, во-первых, погружал потенциального студента в состояние длительного стресса. С начала одиннадцатого класса он втягивался во вступительный марафон, а родители нанимали репетиторов, которые целенаправленно готовили его к будущим испытаниям. Далее школьник должен был пройти два «круга ада» — выпускные экзамены в школе и, практически без передышки, поступление в вуз.
Во-вторых, подобная система была весьма коррумпированной. Особенно очевидным это стало после того, как социализм рухнул, и сфера образования оказалась поставлена на «рыночные рельсы».
Вокруг нее сложилась целая теневая бизнес-индустрия. Пышным цветом расцвело репетиторство, когда репетиторы — сами преподаватели вузов, в которые поступали абитуриенты, — могли «сливать» им нужные задания. Система вступительных экзаменов позволяла беспрепятственно поступать в высшие учебные заведения детям влиятельных родителей и, соответственно, «срезала» тех, у кого не было высокопоставленных покровителей или достаточных финансовых ресурсов.
И в Беларуси, и в России отошли от этой порочной схемы, но сделали это по-разному.
В Беларуси сохранили систему школьных выпускных экзаменов, а роль вступительных стало играть централизованное тестирование (ЦТ), анонимное и унифицированное. В России ввели систему единого госэкзамена (ЕГЭ), объединив школьные выпускные и вступительные экзамены. При этом образовательные системы обоих государств не были согласованы между собой, что, например, существенно осложняло белорусским абитуриентам поступление в российские вузы.
Несколько лет назад Минск и Москва договорились о взаимном признании результатов ЦТ и ЕГЭ. Кроме того, с этого года в Беларуси ЦТ было заменено на ЦЭ — централизованный экзамен, который во многом аналогичен российскому ЕГЭ и совмещает функции школьных выпускных экзаменов и вступительных испытаний в вузы.
Квоты для белорусских абитуриентов
Квоты на бесплатное обучение в вузах России для абитуриентов из Беларуси также являются важным шагом по популяризации российского образования в республике. В прошлом году для белорусов было выделено 1100 бюджетных мест в высших учебных заведениях.
Во времена СССР белорусский школьник мог свободно обучаться в любом вузе на территории огромной страны.
Сегодня восстановление этой связности и прозрачности систем образования важно как никогда.
Союзное государство должно функционировать как единый социально-экономический комплекс, а значит, и сфера обучения должна работать как одно целое, обслуживая интересы и запросы общей экономики и подготавливая специалистов, которые будут одинаково востребованы как в Беларуси, так и в России.
Гуманитарное сотрудничество
Гуманитарное сотрудничество, направленное на формирование у белорусских и российских школьников общего мировоззрения и ценностей, также является важнейшим направлением в развитии систем образования двух стран.
Своеобразным символом интеграции в данном направлении стала акция «Поезд памяти», в рамках которой 200 старшеклассников из обеих стран получили возможность посетить памятные места, связанные с событиями Великой Отечественной войны и расположенные как в России, так и в Беларуси. Мероприятие было впервые проведено в прошлом году и должно стать ежегодным.
С 2004 года в рамках Союзного государства проводится олимпиада по русскому языку «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», которая также призвана формировать у школьников чувство принадлежности к общему культурному пространству.
Развивается сотрудничество по линии Национального детского технопарка Беларуси и российского образовательного центра «Сириус», которое также должно стать «точкой сборки» для учащихся обеих стран.
Сотрудничество Минска и Москвы в сфере школьного обучения имеет большой потенциал. Оно опирается на общий исторический опыт и традиции в этой области. К сожалению, многое было упущено за последние 30 лет, за время раздельного существования двух государств. Однако новые вызовы диктуют необходимость нового сближения.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН