Сегодня свой день рождения отмечает Майя Санду, которая в 2020 году стала президентом Молдовы, посулив ее жителям «молочные реки и кисельные берега». Правда, с тех пор ни одного из своих предвыборных обещаний она так и не выполнила, постоянно оправдываясь «происками врагов» и неблагополучной внешнеполитической обстановкой. Может, молдаванам действительно, согласно поговорке, осталось потерпеть чуть больше полугода, но что-то подсказывает, что надеяться им не на что.
24 мая исполняется 51 год Майе Санду. В Молдове либо фанатично поклоняются ей члены секты «Свидетели Майи» (или «хорошие люди»), как они сами себя называют, либо проклинают ее последними словами — это делает подавляющая часть населения.
Нынешний президент начала свою карьеру в Либерально-демократической партии Владимира Филата, где очень четко усвоила главное правило всех проевропейских политиков республики: обещать, обещать и еще раз обещать.
И это у нее прекрасно получается. В более чем 30-летней истории независимой Молдовы еще не было кого-либо, кто бы так свободно и беззастенчиво разбрасывался словами. Более того, Санду зачастую нагло утверждает, что все обещанное уже выполнено. Так как же оно обстоит на самом деле?
Рассмотрим несколько примеров.
1. Перед выборами Санду призывала уменьшить расходы главы государства, но, начиная с 2021 года, когда она въехала в президентский дворец, бюджет Администрации президента вырос, словно у королевской особы, — до 31 млн 900 тысяч леев. А в бюджете на 2023 год для этой статьи расходов зарезервировано уже 40 млн 442 тысячи леев.
По сравнению с временами Игоря Додона, которого она постоянно критиковала за расточительность, траты выросли более чем на треть.
2. «Я выведу Молдову из международной изоляции и привлеку финансирование для экономики», — обещала Санду. В итоге «прорыв международной изоляции», существовавшей только в ее воображении, обернулся практически непрекращающимся международным туризмом президента и ее приспешников по Европе, США и Канаде.
Понятно, что Майя Григорьевна не могла не посетить такие важные для нищей Молдовы события, как похороны королевы Елизаветы II или коронация ее сына Карла III.
Что касается финансирования экономики, то именно при Санду страну стали методично загонять в долговую яму при помощи внешних заимствований, которые уже превысили все мыслимые размеры. При этом, по «странному» стечению обстоятельств, благосостояние молдаван только снизилось.
Чего нельзя сказать о зарплатах чиновников Министерства экономики, которые выросли в 1,5–2 раза.
3. Санду также обещала предложить программу поддержки малого бизнеса, пострадавшего от экономического кризиса во время пандемии. Однако предпринимателям пришлось не только самим выкарабкиваться из ямы, куда загнал их коронавирус, но еще и пытаться отстаивать свое право работать по патенту. Не отстояли!
Теперь те, кому просто невыгодно работать с кассовым аппаратом, будут сворачивать торговлю, кормившую тысячи людей в стране.
Президенту удалось воплотить крайне жесткую, если не сказать жестокую меру, от которой в свое время отказался даже бывший «олигарх всея Молдовы» Влад Плахотнюк.
4. Бюджет в пользу людей, по словам Санду, это не то, что вы подумали! В ее понимании это индексация пенсий всего лишь в половину существующей инфляции и сокращение расходов на медицину в пользу закупок средств ПВО.
Почему? Да потому что на молдавскую территорию нет нет да залетают боевые части украинских ракет.
Но виновата в этом почему-то Россия. Именно поэтому Молдова не может, как заявил министр финансов, выделить необходимые деньги на больницы и русскоязычные школы.
5. Поиск ресурсов для того, чтобы аграрный сектор республики вышел из спровоцированного засухой кризиса, также входит в число обещаний Майи Григорьевны.
По большому счету, фермеры сами бы с этим справились, если бы им просто дали возможность продавать свою продукцию хоть куда-нибудь.
Правда, Евросоюз не горит желанием принимать молдавские яблоки, сливы и виноград. А вот Россия готова их взять с удовольствием, но ведь команда Санду и пальцем не пошевелит для этого.
6. Одним из главных предвыборных обещаний Санду и партии «Действие и солидарность» было намерение объявить коррупцию угрозой для национальной безопасности и искоренить ее. Однако реальность оказалась совсем другой.
Коррупция в Молдове практически вернулась на тот заоблачный уровень, на котором она находилась при режиме Плахотнюка.
Абсолютно непрозрачные операции по закупке газа и электроэнергии могут дать лишь приблизительное представление о левых доходах чиновников, которые, используя свое положение, изрядно «нагрели руки» за счет своих сограждан.
Причем до выборов Санду говорила, что 175 долларов за тысячу кубометров — это дорого, она найдет дешевле. Нашла! Сегодня Молдова закупает голубое топливо по цене в 5–6 раз выше. Правда, учитывая то, что этот газ, оставаясь при этом российским, проходит через кучу посредников, у нее появился повод заявить, что республика больше не находится в газовой зависимости от России.
7. Очень громким обещанием действующего режима было немедленное расследование резонансных дел — например, «кражи миллиарда». В итоге генеральный прокурор Александр Стояногло, дальше всех продвинувшийся в расследовании банковской аферы, оказался отстранен от должности. После этого крайним был объявлен Илан Шор, глава одноименной оппозиционной партии. Заодно юстиция выдвинула несколько обвинений и против экс-президента Игоря Додона — чтобы не строил из себя оппозиционера и не критиковал.
Можно вспоминать многое, что обещала Майя Санду. Например, она лично гарантировала жителям Молдовы право говорить и обучаться на родном языке, праздновать свои праздники, включая День Победы.
«Это ваше право, и никто не может у вас его отнять», — говорила она.
При этом на официальном сайте главы государства исчезла версия на русском языке и был введен закон, запрещающий ношение георгиевской ленты. По сравнению с этим ее обещания быть ближе к народу и демонтировать забор вокруг здания Администрации президента, который и поныне на месте, кажутся недостойной упоминания мелочью. В стране же множатся акции протеста, а скандирование «Жос Санду!» («Долой Санду!») является одним из самых популярных.
Журналисты регулярно напоминают о популистских обещаниях, которые она давала своим избирателям перед получением мандата президента. И об обеспечении повышенных пенсий, и о достойной зарплате, и о хорошо оплачиваемой работе, и о блестящих перспективах для молодежи, и о многом другом.
«Два года назад любимым словом Майи Санду было "ложь". Но мы никогда не могли подумать, что так она говорит о своих обещаниях гражданам Молдовы», — резюмировал депутат парламента Григорий Новак.