Тяжелую ситуацию в экономике страны и падение жизненного уровня молдаван Майя Санду пытается объяснить «рукой Кремля». Конечно, проще списать всë на происки «внешних врагов», чем расписаться в собственном полном непрофессионализме. Тем более что за русофобию сейчас недурно платят на Западе. Не желая отставать от своих украинских коллег, власти Молдовы провоцируют полный разрыв отношений с Россией.
Приход к власти Майи Санду и проевропейской партии PAS привел к практически полному разрыву отношений между Молдовой и Россией. Судя по всему, теперь началась финальная стадия конфронтации, которая характеризуется ограничениями на въезд для официальных лиц двух стран и дипломатическими демаршами.
В молдавском МИД недавно сообщили о начале денонсации соглашений, связывающих республику с СНГ, участие в деятельности которого команда Санду вдруг посчитала «нецелесообразным». Впрочем, президент заявляла ранее, что выход страны из Содружества будет обусловлен исключительно прогрессом на ее туманном и тернистом пути в Евросоюз.
Пожалуй, самым скандальным событием недавнего времени стал запрет на въезд в Молдову главы Татарстана Рустама Минниханова.
Он направлялся в столицу Гагаузии Комрат на международный конгресс «Дружба народов» в сопровождении генерального директора АО «Холдинговая компания "Ак Барс"» Ивана Егорова. Этот визит должен был состояться по приглашению одного из кандидатов на пост башкана (главы) автономии Виктора Петрова и депутата молдавского парламента Александра Суходольского. Его целью являлось обсуждение экономического взаимодействия между дружественными регионами двух стран.
Однако официальный Кишинев по причинам, которые так и не были объяснены, расценил прибытие лидера Татарстана как вмешательство во внутренние дела Молдовы, а также назвал актом поддержки Петрова на выборах в Гагаузии. Минниханов по прибытии в столицу республики был объявлен «нежелательным лицом», ему даже не дали выйти из самолета.
«Мы наметили большую программу нашей работы. К сожалению, молдавские власти приняли решение, что мы являемся нежелательными гражданами, которые не могут посетить вашу страну. Поэтому, к сожалению, мы не сможем принять участие в конгрессе», — сказал Минниханов.
В самой автономии произошедшее вызвало крайнее возмущение. Петров назвал инцидент «вызовом для всех тюркских народов».
Здесь необходимо напомнить, что гагаузы в этническом отношении являются тюрками, исповедующими православие. По всей видимости, в Кишиневе испугались того, что Москва каким-то образом может использовать этот фактор против режима Санду.
Гагаузия известна своими традиционными симпатиями к России, что представляет известную проблему для прозападного руководства Молдовы, стремящегося быть частью антироссийского авангарда в регионе и старательно копирующего все русофобские шаги киевского режима. Причем повторением действий Украины это не ограничивается.
Произошедшее в Миннихановым очень напоминает эпизод 2017 года, когда правительство Молдовы, находившееся под «чуткой» опекой олигарха Влада Плахотнюка, объявило персоной нон грата вице-премьера России, спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина. И если тогда молдавские власти воспрепятствовали его визиту в непризнанную республику, то сейчас открыто обозначена атака на другой пророссийский регион страны — Гагаузию.
Произошедшее в аэропорту Кишинева имело и другие последствия — Молдова объявила нежелательным лицом сотрудника российского посольства.
По словам представителей правительства Молдовы, еще двое членов дипмиссии проявили в тот день «неподобающее отношение».
«Было принято решение объявить персоной нон грата на территории нашей страны сотрудника посольства Российской Федерации в Кишиневе. Еще двое сотрудников посольства лишены специального допуска в аэропорт», — сообщил пресс-секретарь Министерства иностранных дел и европейской интеграции. Посол РФ в Молдове Олег Васнецов после посещения внешнеполитического ведомства сообщил, что не получил внятного ответа на вопрос о причинах данного решения.
Подобные действия Кишинева не могли оставаться без реакции российской стороны.
Посол Молдовы был вызван в МИД РФ, где провел около 30 минут. После встречи он заявил, что обсуждались вопросы «дипломатической рутины». Так он назвал зеркальный ответ России — высылку молдавского дипломата из Москвы. Кроме этого, был запрещен въезд в страну главе МВД Молдовы Анне Ревенко и депутатам парламента Оазу Нантою, Олесе Стамате и Лилиану Карпу.
Нантой, который до прихода в PAS сменил шесть или семь политических формирований, является своеобразным рупором наиболее реакционной и русофобской части правящей партии.
«Так называемый приднестровский конфликт не нужно решать через диалог с Тирасполем. Кишинев вместе с партнерами должен разработать план действий и положить им на стол. Кто примет план — возможно, будет прощен. Кто нет — им остается только уехать. Мы тут не играемся в переговоры», — вот пример одного из его заявлений.
Карп является автором законопроекта, в соответствии с которым в Молдове была запрещена георгиевская лента, а также неоднократно допускал в публичном пространстве антироссийские высказывания, как и Стамате с Ревенко.
И вот тут-то, после решения российского МИД, из Кишинева последовала реакция, которая лучше всего характеризуется интернет-мемом «А нас-то за что?»
Министр иностранных дел Николай Попеску прокомментировал высылку молдавского дипломата из Москвы, заявив, что Россия «продолжает враждебные меры».
«На протяжении многих лет до обретения [Молдовой] независимости Россия прибегала к враждебной политике в отношении Республики Молдова, в отношении нашей экономики, нашей независимости, путем поддержки сепаратизма, введения эмбарго, присутствия вооруженных сил на территории нашей страны. Российская Федерация продолжает эти враждебные меры», — пожаловался он.
Единственной целью, с которой делалось подобное заявление может быть только желание обострить еще больше отношения между Кишиневом и Москвой, что органично вписывается в линию поведения молдавских дипломатов с момента прихода к власти команды Санду.
Предпринятые российской стороной шаги — это фактически первые подобные действия в отношении официальных представителей Молдовы. По большому счету, подобную меру следовало бы принять и в отношении президента, которая инспирирует подобную антироссийскую активность нижестоящих молдавских чиновников и руководит ею.
Более того, после заявления премьер-министра Дорина Речана о том, что Владимир Путин находится в списке лиц, которым запрещен въезд в Молдову, такой шаг был бы вполне уместным и адекватным. Очевидно, что в желании продемонстрировать западным покровителям как можно более высокий градус русофобии молдавские должностные лица берут пример со своих украинских коллег. При этом они даже не подозревают, какими фриками выглядят в глазах своих здравомыслящих сограждан.
Тем не менее, российские власти «окно возможностей» для президента Молдовы решили пока подержать открытым, ограничившись лишь прозрачным намеком. Хотя, уверенности в том, что это будет правильно воспринято, совсем немного.