Польша исторически никогда не пылала любовью к России, но с февраля 2022 года вместе со странами Прибалтики возвела русофобию чуть ли не в ранг национальной идеи. На днях официальная Варшава вдруг озаботилась проблемой исторических названий и переименовала Калининград в Крулевец. Как обычно, делается это неспроста, а преследуются вполне конкретные цели. Очень возможно, что таким образом поляки продолжают постепенно продвигать тему пересмотра существующих границ и статуса российского эксклава на Балтике.
Чем удобна современная Польша для политических экспертов и аналитиков — им не требуется особых усилий, чтобы уверенно предсказать: всевозможные провокации с ее стороны в отношении России в ближайшем обозримом будущем продолжатся с завидной регулярностью.
Последней (по времени, но отнюдь не вообще) такой эскападой стала рекомендация Комиссии по стандартизации географических названий за пределами Польши (есть, оказывается, и такая) официально использовать топоним «Крулевец» вместо международно-признанного «Калининград».
«Ведение Россией информационной войны заставляет иначе взглянуть на вопрос о навязанных именах, вызывающих большие споры и не принимаемых Польшей, — говорится в соответствующем заявлении. — Присвоение городу вблизи польских границ имени Калинина, преступника, ответственного за массовые убийства поляков в Катыни, носит в Польше эмоциональный, негативный характер».
Как говорится, не прошло и 77 лет…
В Кремле отреагировали, как обычно, сдержанно. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков просто констатировал медицинский факт: мол, упомянутое переименование можно считать «уже не русофобией, а процессом, граничащим с безумием».
Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев пошел несколько дальше, предложив ответные меры.
«Тогда вместо Кракова — Krakau, Гданьска — Danzig и не Польша — а Царство Польское в составе России», — процитировали российские информресурсы экс-президента.
Строго соблюдая субординацию, в том же ключе прокомментировали польскую инициативу и в самом западном регионе РФ.
«У нашего города есть имя, официальный топоним — Калининград. Всë остальное просто инсинуации. С таким же успехом мы можем называть Гданьск — Данцигом, а Республику Польша — Царством Польским. Но мы придерживаемся официальных топонимов, чего требуем и от других», — заявил руководитель пресс-службы правительства Калининградской области Дмитрий Лысков.
Несмотря на то, что многие города современной Польши имеют также немецкие названия и историю, вряд ли имеет смысл уподобляться полякам и отвечать на очевидную глупость тем же самым. Вот и главный специалист Центра геополитических исследований Балтийского региона Института геополитических и региональных исследований БФУ имени Канта Юрий Зверев считает, что вовсе незачем использовать исконные названия западно- и северопольских городов — хотя бы во избежание разжигания реваншистских настроений в Германии.
Если уж очень хочется, можно куда более тонко «потроллить» неразумных поляков. Например, всячески популяризируя высказывание известного поэта Николая Гумилева, который в своих «Записках кавалериста» заметил, что «Южная Польша — одно из красивейших мест России».
А вообще, к чему это решение малоизвестной доселе польской комиссии было? Думается, правы те эксперты, кто считает, что тем самым продолжает осторожненько так продвигаться идея о пересмотре существующего статуса российского эксклава на Балтике.
Однако это верно лишь отчасти, ибо поляки, открывая этот ящик Пандоры, рискуют стать тут первой жертвой. Поскольку с такой же легкостью тогда может быть поставлен вопрос о двух третях бывшей Восточной Пруссии и территориях некогда немецкой Силезии, находящихся сегодня под юрисдикцией Третьей Речи Посполитой. Хотя, конечно, не стоит недооценивать степень безумия нынешней польской элиты…
Нельзя исключать и того, что попытка реанимировать «страсти по Крулевцу» сродни действиям официальной Варшавы, намедни вдруг озаботившейся безопасностью газопровода Baltic Pipe и принявшей законопроект, разрешающий уничтожать любые суда и корабли, которые могут угрожать его функционированию.
Большинство аналитиков сходятся в том, что это, скорее, больше похоже на потуги правящей партии набрать очки в преддверии парламентских выборов, нежели руководство к реальным действиям.
То есть откровенно популистский шаг — тем не менее, грозящий третьей мировой войной, если Польша заиграется.
Наконец, существует и третья версия. Согласно ей, польские власти элементарно хотят удостоиться хотя бы похвалы от заокеанских хозяев, весьма ценящих антироссийское рвение любых своих вассалов. А при удачном раскладе, в дополнение к простому похлопыванию по плечу — еще и «бочки варенья с корзиной печенья» в виде, допустим, ракетных систем HIMARS или самолетов F-35 на дармовщинку.
А вернее всего, в Польше решили попытаться убить даже не двух, а трех зайцев сразу, благо ситуация позволяет. Насколько серьезно стоит к этому относиться? На самом деле, решение «Комиссии по стандартизации… и т. д.» в реальности ровным счетом ничего не меняет. Поляки и до этого между собой зачастую называли Калининград Крулевцем точно так же, как литовцы — Караляучюсом.
Кстати, будет неудивительно, если в Литве, которая послушно следует в польском фарватере, вскоре какая-нибудь тамошняя контора выступит с аналогичной инициативой.
Хотя официальный Вильнюс рискует нарваться на более энергичный ответ. Ну, о Клайпеде-Мемеле речь, может, и не зайдет, а вот о таких городах, как Вильно и Ковно, в России вспомнят непременно.
Русофобия, знаете ли, это практически всегда палка о двух концах.