За последние десятилетия США сделали все, чтобы разрушить архитектуру европейской безопасности. Целенаправленное расширение НАТО на восток, бомбардировки Югославии и череда «цветных» революций на постсоветском пространстве привели к подзабытой со времен холодной войны конфронтации России и Запада. Сегодня от прямого столкновения стороны отделяет тонкая грань, а уничтожить ее призваны американские марионетки, «заводилой» среди которых является Эстония.
История архитектуры европейской безопасности берет начало с Венского конгресса 1815 года, в ходе которого была выработана система договоров, направленных на восстановление монархий, свергнутых после французской революции 1789 года и наполеоновских войн. Тогда же были определены новые границы государств Европы и определены и так называемые «правила игры», которые впоследствии, правда, всегда нарушались при первом же удобном случае.
И все же это был первый случай, когда мировые державы сели за стол переговоров по урегулированию спорных вопросов, что стало предпосылкой для создания современной дипломатии.
Все участники посчитали, что создали прочные основы для мира в будущем. При этом, прошло всего 15 лет, как различные политические катаклизмы затронули Италию, Францию, Австрию и Германию и нанесли заметный урон попыткам выработать и установить более-менее приемлемый порядок в Европе.
Основной же удар по принятым в Вене соглашениям нанесла Крымская война 1853–1856 годов, когда против России выступила коалиция Великобритании, Франции, Турции и Сардинии.
В дальнейшем многие подобные организации или документы, как бы они не назывались — Лига наций, Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ и прочие — демонстрировали неспособность создать четкий и нерушимый порядок мониторинга, фиксирования, обсуждения и решения проблем, возникающих на европейском континенте.
Как оказалось, гораздо надежнее баланс и безопасность в мире обеспечивало существование с середины 1950-х годов двух военно-политических блоков — Североатлантического альянса и Организации Варшавского договора.
Однако с распадом СССР и крушением социалистического лагеря возникла необходимость установить принципы взаимодействия России и НАТО в условиях новой реальности.
Так и возник Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора — политический документ, зафиксировавший обязательства РФ и НАТО в области основных сфер, норм и механизмов взаимоотношений между ними, который был подписан в Париже 27 мая 1997 года.
Основными положениями Акта стали приверженность обеих сторон долговременному и равноправному партнерству и сотрудничеству, отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга, уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности и нерушимости границ. В документе также закреплено, что Альянс не будет размещать за пределами территорий своих членов существенных дополнительных боевых сил. На момент разработки и подписания Основополагающего акта его содержание было взаимовыгодным.
Однако, как это уже не раз происходило с другими подобными документами, политика, проводимая впоследствии НАТО, дезавуировала все достижения в сфере международной безопасности.
«В середине 1990-х годов и в России, и в Альянсе были силы, которые продвигали идею формирования системы мирного, неконфронтационного сосуществования. Но в итоге в НАТО победили те, кто считал, что Россия проиграла в холодной войне, потому не нужно учитывать ее интересы и выстраивать с ней равноправные отношения», — отмечает ведущий эксперт Центра координации исследований РИСИ Сергей Ермаков.
Всего через два года после подписания Акта отношения между Москвой и Брюсселем заметно ухудшились. Причиной этого стало принятие в НАТО Венгрии, Польши и Чехии — бывших стран Организации Варшавского договора. Дальнейшее расширение Североатлантического альянса только подтвердило намерение полностью игнорировать положения подписанного с Россией документа.
В том же 1999 году НАТО без резолюции Совбеза ООН начал вооруженную агрессию против Югославии. 24 марта, в первый день военной операции на Балканах, Борис Ельцин отозвал из Брюсселя главного военного представителя РФ. Через два дня из Москвы были выдворены представитель бюро по контактам Альянса в Москве Алексей Шахтахтинский и советник по вопросам информации Манфред Диль. Кроме того, Россия отказалась от участия в юбилейном саммите блока в Вашингтоне.
Бомбардировки Югославии поменяли отношение политической элиты РФ в сфере сотрудничества с НАТО.
Эта военная операция Альянса стала нарушением положения Основополагающего акта, где провозглашался отказ от применения силы против «любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом».
События 1999 года наглядно продемонстрировали, что в НАТО взяли верх сторонники пренебрежения интересами России. Фактически именно тогда уже и следовало окончательно расстаться с иллюзиями о возможности не только сотрудничества, но и мирного сосуществования с Западом — ведь РФ на тот момент оставалась единственным «противником» военного блока.
Помимо агрессии против Югославии, размещение американцами комплексов ПРО в Европе способствовало новому витку гонки вооружений, который выразился в разработке Россией видов оружия, способных преодолевать системы противоракетной обороны.
И все же, по мнению Ермакова, для Москвы положительный эффект от Основополагающего акта заключался в своеобразной передышке перед новым этапом масштабной конфронтации с Альянсом, который начался в 2014 году.
«Основополагающий акт в определенной мере сглаживал острые углы в отношениях с НАТО. Благодаря этому Россия получила время на экономическое восстановление и строительство армии нового типа», — считает аналитик.
Какой бы ни была роль этого документа сегодня, тем не менее, министр иностранных дел России Сергей Лавров летом 2022 года заявил, что он фактически не функционирует, но юридически по-прежнему продолжает действовать.
Однако, очевидно, что даже в нынешнем, практически бесполезном виде, Акт мешает определенным силам.
Об этом свидетельствуют слова бывшего министра иностранных дел Эстонии Урмаса Рейнсалу, который предложил отменить Основополагающий акт «Россия-НАТО». На встрече с коллегами из «Бухарестской девятки» в Польше он это аргументировал тем, что с февраля 2022 года Россия якобы «игнорирует все принципы международного права и ведет бесчеловечную войну в самом сердце Европы».
Эстонские политики говорят в похожем ключе не впервые. Ранее премьер-министр Кая Каллас заявила, что НАТО должен использовать все инструменты давления на Россию, и призвала «перейти от политики сдерживания к политике обороны». При этом мало у кого вызывает сомнение, что спикеры из Таллина выступают всего лишь в качестве «говорящих голов», озвучивающих позицию Вашингтона.
Подтверждением этого служит то, что постоянный представитель США при НАТО Джулиан Смит еще летом 2022 года открыто высказался о том, что Кремль нарушил Основополагающий акт и необходимо отказаться от него.
Судя по всему, эстонскому руководству поручено инициировать процесс расторжения Акта «Россия-НАТО». Эта роль как нельзя лучше подходит для нынешней Эстонии, которая уже давно является одним из наиболее русофобских членов Альянса.
Со своей стороны, Российская Федерация демонстрирует стремление сохранить базовые соглашения с НАТО, несмотря на провокации со стороны Запада и фактическое прекращение действия документа. Ведь, несмотря ни на что, он продолжает представлять серьезные юридические обязательства и гарантии.
Очевидно, что непосредственным следствием отказа Североатлантического альянса от Основополагающего акта «Россия-НАТО» может стать реальное военное столкновение в Центральной Европе и регионе Балтийского моря, который затронет и Эстонию, этот конфликт фактически и провоцирующую своими заявлениями. А учитывая возможность его распространения и перерастания в реальную мировую войну, сторон, заинтересованных денонсации этого документа, быть не может в принципе.