В начале апреля Финляндия официально стала членом НАТО. Оппоненты России утверждают, что расширение Альянса якобы спровоцировала официальная Москва, начав специальную военную операцию. Однако все действия финских властей после распада СССР говорят о том, что курс на вступление в военный блок взят еще тогда, когда конфликта на Украине не было и в помине. Это событие — просто формальность и часть большой антироссийской игры коллективного Запада, продолжающейся уже много лет.
К 31 марта 2023 года все страны НАТО одобрили заявку Финляндии, и 4 апреля она официально стала членом блока. По словам генерального секретаря Йенса Столтенберга, это была самая быстрая ратификация за всю историю Альянса.
Швеция предложила свою кандидатуру на членство одновременно с соседкой 18 мая 2022 года. Однако Турция этому воспротивилась, так как не урегулировала со Стокгольмом вопросы, связанные с выдачей членов курдских организаций, а шведские правые, в свою очередь, провели серию провокационных антимусульманских акций, в том числе с сожжением Корана. В итоге ситуация зависла в воздухе.
В любом случае, даже присоединение одной Финляндии к НАТО формально стало серьезным достижением для коллективного Запада. Теперь сухопутная граница между Россией и Альянсом выросла примерно на 1300 км — почти в два раза.
Оппоненты официальной Москвы пытаются выставить произошедшее внешнеполитическим поражением РФ, вызванным проведением СВО на Украине. Однако это, мягко говоря, не так.
Отношения России с Финляндией изначально носили специфический характер. В средние века финляндская государственность сложиться не успела — ее территорию захватила Швеция, а местные племена превратились в зависимое население.
XV–XVIII столетия прошли под знаком российско-шведского соперничества на берегах Балтийского моря. Сначала шведы захватили обширные территории, принадлежавшие Русскому государству, но по итогам Северной войны Пётр I изгнал их из Прибалтики. Стокгольм не оставлял попыток взять реванш, однако в ходе войны 1808–1809 годов потерпел жестокое поражение, и по условиям Фридрихсгамского мира передал Российской империи территорию нынешней Финляндии.
Под властью русских царей эти земли пережили период бурного развития, получив широкую автономию, собственные органы законодательной власти, таможню, почту, вооруженные силы и отдельную финансовую систему. За сто лет численность местного населения увеличилась более, чем в 2,5 раза.
Большевики, пришедшие к власти в России, в 1917 году, подарили Финляндии независимость. Однако этот широкий жест там оценили далеко не все.
В стране началась гражданская война: «белофинны» вырезали и довели до смерти в лагерях около 27 тысяч своих оппонентов, а еще несколько десятков тысяч приговорили к различным срокам лишения свободы. Кроме того, они два раза (в 1918 и 1921 году) вторгались в РСФСР, оккупировав российские территории.
Установившаяся в 1920-е годы граница между СССР и Финляндией проходила в непосредственной близости от Ленинграда. Москву не мог не тревожить этот факт, учитывая сближение соседки с Германией, ведь им достаточно было одного движения войск, чтобы атаковать северную столицу. Советское руководство было готово пойти на заведомо невыгодные для себя с «количественной» точки зрения территориальные обмены, лишь бы отодвинуть границу, но в Хельсинки отвергали любые подобные предложения.
26 ноября 1939 года при не до конца выясненных обстоятельствах произошел обстрел советской территории, а четыре дня спустя началась война, в которой Красная армия хоть и с трудом, но победила. Москве не удалось добиться «советизации» Финляндии, но границу отодвинуть получилось.
В 1941 году Финляндия стала одним из ключевых союзников Германии.
Финские войска участвовали в блокаде Ленинграда, и являются соучастниками уничтожения около миллиона его жителей. Кроме того, на оккупированных территориях СССР они установили жестокий режим террора.
Около 24 тысяч проживавших в Карелии русских они бросили в концлагеря, от 4 до 7 тысяч из которых погибли в результате от голода и болезней. Из 64 тысяч попавших в лагеря для военнопленных красноармейцев погибли около 18 тысяч. Узников концлагерей, включая детей, заставляли по 18–19 часов в сутки работать на оккупантов. Людей кормили мясом павших лошадей, а малолетние выживали, разыскивая отбросы на помойках.
Несмотря на все эти зверства, руководство СССР после разгрома Финляндии в 1944 году обошлось с побежденными более чем гуманно.
Та только вернула ранее отторгнутые территории и выплатила относительно необременительные репарации. Даже американские дипломаты признали, что Советский Союз мог запросто лишить Финляндию независимости, но не сделал этого.
В 1948 году между странами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Северо-западная соседка гарантировала СССР свой нейтралитет в начинающейся холодной войне. В 1992 году между Россией и Финляндией был подписан новый договор — об особых отношениях.
Несмотря на это, уже в 1990-е годы началось стремительная интеграция Финляндии в НАТО.
Хельсинки стремились приблизиться к соответствующим военным стандартам и принимали участие в натовских операциях на Балканах. В 1997 году Финляндия стала членом Совета евро-атлантического партнерства. С 2002 года принимала участие в оккупации Афганистана. В 2008 году финские военные вошли в состав Сил быстрого реагирования НАТО.
При этом Россия, как в 1990-е, так и в начале 2000-х, проводила достаточно мягкую политику в отношении Запада. Но это не помешало Финляндии запустить процесс фактического слияния своей военной инфраструктуры с НАТО, который теперь официально оформлен.
Несмотря на то, что Россия фактически создала финляндскую государственность, а потом простила, как события 1918–1921, так и 1941–1944 годов, сопредельное государство воспользовалось первой же возможностью, чтобы влиться в антироссийский союз.
«Нейтральная» Швеция тоже начала стремительно сближаться с НАТО в 1990-е, когда холодная война была уже давно позади. Страны, десятилетиями прикрывавшиеся нейтральным статусом, словно щитом, после распада Советского Союза ринулись выражать покорность заокеанскому гегемону и демонстрировать готовность оказывать давление на ослабевшую после событий 1991 года Россию.
Вступление Финляндии (а в перспективе и Швеции) в НАТО в очередной раз продемонстрировало миф об оборонительном характере Альянса, который поступательно расширяется на восток, подойдя непосредственно к границам России.
При этом, вступая в НАТО, северные страны объективно осложнили свое положение. Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко заявил, что Москва ответит укреплением военного потенциала на западном и северо-западном направлении.
Принятие новых членов в Альянс ведет к нарастанию напряженности в регионе Балтийского моря и может спровоцировать новый конфликт. Благодаря тому, что в Стокгольме и Хельсинки находятся марионетки Вашингтона, Швеция и Финляндия испортили добрые отношения с сопредельным государством и не выиграли для себя ровным счетом ничего.
Главная «победа» финских властей в существующем противоборстве на данный момент — это отмена с подачи Хельсинки традиционной новогодней встречи между русским Дедом Морозом и финским Йоулупукки. Мощный ход серьезных политиков. Ничего не скажешь.