В Киеве уже давно объявили, что ВСУ готовятся к масштабному весеннему контрнаступлению, которое постоянно откладывается то из-за плохой погоды, то из-за недостаточных поставок оружия со стороны Запада. Почему украинская армия медлит и сколько еще будет удерживать практически окруженный Артемовск (Бахмут)? Кто больше всего заинтересован в затягивании конфликта, а кто от этого теряет? Какие перспективы у разнообразных мирных инициатив? Есть ли у России союзники и чем они могут помочь? На эти и другие вопросы в интервью RuBaltic.Ru ответил депутат Верховной рады Украины четырех созывов Олег ЦАРЁВ.
— Олег Анатольевич, как Вы оцениваете нынешний ход СВО и битву за Артемовск? Какие выводы можно сделать на данный момент?
— В Артемовске ЧВК «Вагнер» продвигается со скоростью два квартала в сутки. В районе высоток ВСУ создали укрепрайон, который уничтожается вагнеровцами при помощи авиации ВС РФ, по причине чего удерживать территорию у украинцев не получается. Поэтому через неделю, максимум две город будет зачищен.
Если говорить о ситуации на других участках фронта, то нужно сказать, что российские военные закрепляются на занятых позициях, а ВСУ пытаются атаковать и прощупывать их оборону. Силы примерно равны как по числу личного состава где-то в полмиллиона человек, так и по количеству техники и вооружений.
Исходя из наличной ситуации, можно отметить, что в странах Запада все чаще заявляют о том, что планируемое украинское контрнаступление — это последняя атака, которую они смогут профинансировать и поддержать вооружением.
И если она не будет успешна, то там, по-видимому, станут пытаться договариваться с Россией о статус-кво. По этой же причине Запад оказывает давление на Украину, чтобы та торопилась. Но шансы потерпеть неудачу очень высоки.
Дело в том, что тот, кто сейчас первым пойдет в атаку, рискует проиграть. При большом наступлении есть возможность вырваться на оперативный простор, чтобы получить стратегическое преимущество. Но в таком случае военные очень подставляются. И если наступление будет неудачным, то начавшая сторона может получить последствия в виде огромного урона и неспособности удержать фронт.
ВСУ долгое время провоцировали ВС РФ начать первыми. Россияне попробовали под Угледаром и на других участках, но в конце концов предпочли укреплять оборону.
Принципиально отличается и политическая ситуация в странах: если Россия может поступать так, как ей выгодно, то Украина должна в своих действиях исходить из того, что ей диктует Запад.
А там хотят увидеть наступление ВСУ.
— Заметно, что Запад устает от конфликта. Там пытаются склонить Владимира Зеленского к будущим переговорам с Россией и призывают умерить территориальные аппетиты, но тот упрямится. Что, по Вашему мнению, сейчас происходит в западном лагере?
— У каждого из них своя игра. То, что сейчас происходит, это война не против России за счет Украины, это в первую очередь война против Европы. Именно она сейчас несет основной ущерб. Кстати, во время Второй мировой была похожая ситуация: тогда проиграли немцы, но самый большой урон понесла Великобритания. До того она была государством номер один в мире, а после потеряла и колонии, и влияние. Хотя по итогу оказалась в лагере победителей.
Сейчас США слабеют прямо на глазах. И Европа в таких условиях попыталась стать самостоятельной, чего Белый дом, конечно, не может допустить.
Поэтому конфликт на Украине позволяет ослабить Европу и вернуть ее под контроль Вашингтона. Там это осознают, но вырваться из этих крепких «объятий» не могут.
В свою очередь Зеленский понимает, что стоит лишь войне прекратиться, как он останется с разрушенной страной и большим количеством погибших, для чего он закрыл выезд взрослому мужскому населению и погнал его на убой без спроса. После этого оставшиеся жители начнут предъявлять ему претензии — ради чего все это было?
Территории потеряли, причем гораздо больше, чем обсуждалось в Минских соглашениях. Разрушенная экономика, сумасшедший государственный долг.
А потому Зеленский и далее будет всячески противиться окончанию конфликта.
Он будет продолжать втягивать Запад в конфронтацию с Россией, чтобы соглашения о мире или прекращении огня не были подписаны.
— США и НАТО сходу отвергли план Китая по разрешению конфликта. Но теперь и президент Бразилии предложил собственную мирную инициативу в виде создания клуба стран, готовых выступить в качестве посредников между Москвой и Киевом. Каково будущее данных предложений?
— Данные инициативы и заявления работают не на сейчас, а на будущее — когда контрнаступление ВСУ не удастся или же удастся хоть в какой-то степени. Прямо сейчас все будет решаться на поле боя. А потому и Китай, и Бразилия столбят за собой пространство на будущих переговорах.
Мы обсудили позицию США, России, Европы и Украины, но не учли позицию Китая и Индии.
С одной стороны, КНР выгодно то, что происходит, поскольку в таких условиях РФ поставляет энергоресурсы со значительной скидкой, что дает толчок китайской экономике, тогда как европейская, наоборот, притормаживает. Но с другой стороны, это перестанет быть выгодным, если Россия проиграет. Конечно, это маловероятно, но данный вариант китайцам все равно приходится держать в уме. То же самое можно сказать и об Индии. А потому, исходя из этих условий, и будет выстраиваться в дальнейшем политика Пекина и Нью-Дели.
Китаю на руку ослабленная и оторванная от США Европа, но при этом не растоптанная на нет. ЕС — это сегодняшний и будущий партнер КНР, но если его экономика будет полностью разрушена, а политические элиты перейдут к американцам, то такой вариант не подходит. При этом, если на фронте у РФ будет катастрофическая ситуация, Пекину придется вмешаться, чего бы ему очень не хотелось.
В качестве компромиссного варианта можно рассматривать помощь со стороны Северной Кореи.
Конечно, это не Китай. Но в Пхеньяне прислушиваются к мнению Пекина. Кроме того, оружие, имеющееся у КНДР, обладает теми же калибрами, как у советского и китайского вооружения. Северная Корея — это крупный специалист по артиллерии, там имеются большие запасы снарядов.
Но в то же время там имеет место нехватка продовольствия и общая «заржавевшая» граница с Россией. К примеру, год назад по железной дороге, соединяющий обе страны, прошло всего четыре вагона. Поэтому, как мне кажется, МИД РФ следует прилагать усилия для выстраивания отношений в этом направлении, как напрямую, так и при помощи Китая. Это не несет рисков для Пекина, но было бы хорошим подспорьем для Москвы.
Россия сейчас фактически в одиночку вытягивает войну против всего блока НАТО.
Небольшую помощь оказывает Иран, но и северокорейская бы точно не помешала. Это может оказаться той «соломинкой», которая ляжет на весы в нашу пользу и переломит ход ситуации.
— А что можно сказать об инициативе Бразилии?
— Что касается Бразилии, то к хорошим предложениям нужен рычаг для воздействия на ситуацию. Лула да Силва все правильно говорит, но одними словами ситуацию не изменить.
Китай еще может поставить вопрос ребром и сказать, что передаст России ровно столько вооружений, сколько США и другие западные страны поставляют на Тайвань.
Это будет логично, и на этот аргумент будет нечего возразить. Так как представители Запада сейчас массово ездят в Пекин и просят не поставлять оружие России, но спрашивается — зачем вы поставляете оружие на Тайвань? И чем эта ситуация отличается от ситуации на Украине?
Продолжение следует…