Недавно в Евросоюзе разгорелся скандал из-за поставок оружия и боеприпасов киевскому режиму. Брюссель обвинил власти Эстонии в намерении перевооружить свою армию за счет всего ЕС в счет получения компенсаций за отправку военных грузов на Украину. В ответ из Таллина звучат обвинения в распространении «российской пропаганды» и угрозы потребовать еще больше.
Фонд мира на нужды войны
В основу скандала легли различия в подсчете размера компенсаций за поставленное Украине вооружение. Вопреки расхожему мнению, практически ни одна европейская страна не поставляет Киеву оружие и боеприпасы бесплатно.
Большую часть прошлого года США возмещали подобные расходы деньгами и схожими системами или техникой собственного производства. С этим было связано сразу несколько проблем из-за того, как американцы оценивали и союзнические поставки, и сроки получения компенсаций. Так, например, обещанные Вашингтоном танки M1A2 Abrams в полном объеме та же Польша получит не раньше 2025 года, а возможно, и позже. И это при том, что танковое производство в США даже не развернулось — речь идет исключительно о восстановлении танков, находящихся на хранении.
В этой связи Еврокомиссия решила использовать средства Европейского фонда мира (ЕФМ) для компенсации членам ЕС военных расходов на поддержку Украины.
Только за прошлый год Евросоюз направил Киеву 325 танков, 200 реактивных систем залпового огня, более тысячи дронов самого разного назначения, сотни тысяч штурмовых винтовок, пулеметов, десятки миллионов патронов разного калибра. По оценке Брюсселя, военные поставки составили 3,6 млрд евро из почти 50 млрд общей помощи, включающей гуманитарные грузы и финансовую бюджетную поддержку, переданных Украине с 24 февраля 2022 года.
При этом члены ЕС столкнулись с необходимостью восполнять переданную технику и вооружение новыми закупками и заказами своему или иностранному ВПК. Чтобы обеспечить процесс восстановления обороноспособности европейских стран, Брюссель и учредил программу финансирования, по которой каждое государство, оказывавшее помощь Киеву, может запросить возмещение расходов в денежном выражении.
Проблема скрывалась, как оказалось, в недостаточном воображении европейских бюрократов.
Учредив программу компенсаций, они и подумать не могли, что необходимо проработать единую методологию подсчета стоимости вооружений, которые передали ВСУ. Видимо, чиновники ориентировались на опыт Германии, которая все поставленное Украине оружие советского производства оценила в ноль евро.
Однако другие страны ЕС увидели отличную возможность перевооружить свои армии за счет всего Евросоюза. Возмущенные европейские дипломаты отмечают, что максимум наглости продемонстрировала в этом отношении Эстония.
Аттракцион невиданной щедрости
Эстония была одной из первых стран, что начали массовые поставки различного советского и западного вооружения Украине буквально с первых дней СВО. Стоит отметить, что Таллин еще до начала спецоперации предоставлял Киеву те или иные виды оружия, но больше внимания уделял гуманитарным грузам, медицинскому и специальному снаряжению.
С февраля 2022 года Эстония стала одним из главных двигателей Евросоюза в вопросе оказания военной поддержки киевскому режиму.
Несмотря на то, что в количественном отношении эта помощь меньше, чем от США или Польши, эстонцы первыми достигли показателя 1% от ВВП в совокупной стоимости поставок вооружений, чего не наблюдается еще ни в одной другой стране Евросоюза.
Об очередном пакете военной помощи стоимостью в 113 млн евро премьер-министр республики Кая Каллас объявила еще в январе. В него должны были войти гаубицы, гранатометы и боеприпасы. Однако уже в феврале, после встречи министров обороны Эстонии и Украины, в него дополнительно вошли винтовки, пистолеты, беспилотники, тепловизоры и тепловизионные прицелы, генераторы, зарядные устройства, несколько транспортируемых полевых госпиталей с медицинским оборудованием и прочее.
Следует учесть, что ранее эстонцы передавали ВСУ противотанковые комплексы Javelin, системы связи, каски с бронежилетами, комплекты обмундирования, армейскую обувь, противотанковые мины, гранатометы и ПЗРК. По подсчетам Таллина, общая сумма составила порядка 400 млн евро.
По предложению министра иностранных дел Эстонии Урмаса Рейнсалу лидеры Евросоюза согласовали в марте еще и совместную инвестицию в 4 млрд евро на закупку патронов и боеприпасов.
Также официальный Таллин настаивает на принятии Еврокомиссией публичного обязательства передавать Украине не менее миллиона снарядов в год.
При такой всесторонней и, казалось бы, полной самопожертвования позиции в Брюсселе явно не ожидали того, какой счет выставят эстонцы Европейскому фонду мира.
Эстонская арифметика
Свои предложения о компенсации расходов передали в ЕФМ и другие страны. Финляндия потребовала 100% возмещения на основе закупочных цен, Латвия — 99%, Литва — 93%, Франция — 71%. Эстония со своим 91% в общем ряду не выделялась, однако при этом эстонские военные столь хитроумно подсчитали стоимость переданного Украине вооружения и других армейских грузов, что, как оказалось, претендуют на самый большой кусок пирога.
Для сравнения, Швеция вернула 7 млн евро, Финляндия — 4,7 млн, Франция — 28 млн, Латвия — 59 млн, а Литва — 31 млн.
Предъявленный же Таллином счет составил 160 млн евро.
При этом и Рига, и Вильнюс свои поставки Киеву оценивали в схожие с соседскими суммы. Латвия в январе оценила общую стоимость своей поддержки в 370 млн евро, а Литва — более чем в 400 млн.
В западной прессе зачастили публикации, где неназванные высокопоставленные европейские дипломаты жалуются западной прессе на эстонские аппетиты.
«Эстонцы присылают старый металлолом, который больше не производится, а затем требуют возмещения исходя из стоимости современных альтернатив, — приводит издание Politico слова одного из своих источников. — Например, они отправили в Украину старые советские ПЗРК "Стрела", но потребовали компенсацию за современные "Стингеры", которые, конечно, имеют больше возможностей и обладают гораздо большей боеспособностью, но и стоят гораздо выше. Вот почему в статистике, которую все приводят, военная поддержка Эстонии оказывается намного выше на душу населения, чем в других странах».
Другой европейский чиновник выразился еще прямее: «Они отправляют свой мусор в Украину и покупают для себя новое вооружение, оплачиваемое Евросоюзом».
В результате Европейская служба внешних действий вынуждена была провести разбирательство.
В ходе него выяснилось, что Эстония, в отличие от других стран, рассчитывает размер своей компенсации не из фактической стоимости оружия и боеприпасов, которые были переданы киевскому режиму, а по рыночной цене того оружия и техники, которую собирается купить взамен отданных.
При этом в Брюсселе признают, что не могут запретить такую особенную эстонскую арифметику, потому что изначально никак не зафиксировали методологию подсчета. Более того, еврочиновники вынуждены и сам скандал удерживать в секрете, чтобы другие страны не начали подсчитывать свои издержки по эстонской системе.
В Таллине же на официальном уровне все обвинения отвергают.
Минобороны республики отрицает отправку на Украину советских ПЗРК «Стрела» (хотя они и засветились на вооружении ВСУ на ряде фотографий и кадрах видеохроники) и закупку вместо них «Стингеров».
Также эстонские чиновники обвинили опубликовавшую скандальное расследование Politico в намерении «вбить клин между союзниками, чтобы замедлить поддержку Украины». При этом канцлер Минобороны Эстонии Кусти Салм согласился, что ВСУ отправлялось и устаревшее вооружение.
«На поле боя важен эффект, не имеет значения, бывшая в употреблении поставлена техника или новая. Украина оценила помощь Эстонии и никогда не жаловалась на качество техники», — подчеркнул представитель Таллина. Более того, он отметил, что Эстония получила компенсацию «всего лишь» в 150 млн евро, тогда как стоимость отправленного вооружения более чем в два раза выше.
Соответственно, республика намерена требовать компенсации в полном размере, а не как посчитало нужным руководство Европейского фонда мира. То есть в 91% от заявленных 400 млн.
Считающим деньги европейским бюргерам Таллин предлагает задуматься о более высоких материях: «Ставки гораздо выше — отражение агрессии в Европе 21 века и сохранение нашей архитектуры безопасности. Сеять сомнения и привносить российскую пропаганду в политику ЕС недопустимо».