В Молдове набирает обороты предвыборная гонка за пост башкана (главы) Гагаузии. Почему с каждым годом явка местного населения на избирательные участки падает? Какой внешнеполитический вектор отвечает интересам жителей автономии и республики в целом? Какие главные проблемы и вызовы стоят перед регионом? Как должны выстраиваться отношения между официальными Кишиневом и Комратом? На эти и другие вопросы ответил один из претендентов на пост башкана, депутат Народного собрания Гагаузии, лидер общественно-политического движения «Народный Союз Гагаузии», основатель благотворительной организации «Народный антикризисный штаб (НАШ)», член республиканского совета Русской общины Республики Молдова Виктор Петров в продолжении интервью RuBaltic.Ru (первая часть — Майя Санду ставит палки в колеса пророссийским кандидатам на выборах в Гагаузии).
— Избиратели в Гагаузии — далеко не самые активные по Молдове. Об этом свидетельствует статистика многих предыдущих выборов. Как это можно объяснить? Что можно сделать для повышения уровня явки в автономии?
— Постоянное падение уровня активности избирателей характерно не только для Гагаузии, но и для Молдовы в целом. В 1994 году в парламентских выборах приняли участие 80% граждан республики, и с тех пор их количество неукоснительно падает. Связано это с разочарованием в политических лидерах и партиях, в самом избирательном процессе, а также с тем, что вследствие проводимой официальным Кишиневом политики все больше и больше людей вынуждены искать способ выживания за рубежом.
Мы хотим пресечь эту тенденцию, поэтому программа стратегического развития автономии «Гагаузия моей мечты» включает в себя большое количество направлений, таких как инновационное развитие региона, привлечение многомиллиардных инвестиций за счет деятельности будущего информационно-технологического парка Gagauziya IT park, закон о создании которого был разработан нашей командой и принят Народным собранием. Это приведет к созданию большого числа новых рабочих мест с зарплатами международного уровня.
Мы выступаем за сохранение суверенитета, нейтралитета и независимости страны, возвращение курса истории Молдовы, а также отмену пагубного для молдавской государственности недавнего изменения в статье 13 Конституции касательно названия государственного языка.
Наша команда изложила в своей программе стратегические ориентиры взаимодействия с Россией, иными членами ЕАЭС, а также государствами ШОС, БРИКС и другими странами Евразии. Накопив немалый базис, основанный на собственных инициативах и на взаимодействии с внешними партнерами, мы готовы усовершенствовать программы социального развития и субсидирование бизнеса, а также качественной помощи малоимущим слоям населения.
Также на основе накопленного опыта мы детально прорабатываем шаги по защите окружающей среды автономии, сохранение исторического и культурного наследия.
— Какие главные проблемы сегодня стоят перед Гагаузией и как вы намерены их решать в случае победы на выборах?
— Главные проблемы Гагаузии очевидны — это, прежде всего, постепенная депопуляция региона, потому что без людей, очевидно, не будет и автономии.
Одной из таких проблем является постоянное, хотя и не открытое противостояние с центральными властями, а также взятый ими бескомпромиссный геополитический проевропейский и пронатовский курс, который наносит вред непосредственно гагаузскому народу и втягивает Молдову в опасные милитаристические проекты.
Еще одна трудность в том, что Гагаузия слабо индустриализирована, основным занятием местных жителей по-прежнему остается сельское хозяйство — автономия почти целиком зависит от него. Тяжелые социальные условия, усугубившиеся в последнее время, также являются большой проблемой всех гагаузов. Наконец, есть экологические проблемы, особенно в поймах рек, которые также следует решать, чтобы наши потомки в будущем могли жить здесь достойно.
— Как, на Ваш взгляд, должны выстраиваться отношения между Кишиневом и Комратом?
— Отношения между Комратом и Кишиневом должны быть честными, прежде всего прозрачными и равноправными. Да, Гагаузия является автономией, следовательно, подчиняется законам Молдовы. Но в данном случае республиканские законы в отношении Гагаузии не выполняются в полной мере.
Я бы даже сказал, объем их реализации гораздо меньше половины от заданного изначально в 1994 году, когда была создана Гагаузская автономия.
Существует группа сотрудничества между парламентом Молдовы и Народным собранием Гагаузии, но эффекта от ее работы на практике не видно, и я считаю, что это прежде всего по вине Кишинева.
Из последних «нововведений»: башкану Гагаузии запретили присутствовать на заседаниях Высшего совета безопасности страны, главного прокурора автономии исключили из состава Высшего совета прокуроров республики. Чтобы взаимодействие между Комратом и Кишиневом было на должном уровне взаимопонимания, нужно в буквальном смысле слова садиться за стол переговоров и возвращать формат сосуществования на уровень договоренностей 1994 года.
— В случае победы на выборах Вы как башкан станете членом правительства Молдовы. Как Вы оцениваете возможность взаимодействия с представителями правящей партии в рамках правительства страны?
— Со своей стороны, я готов выстраивать сотрудничество с центральными властями Молдовы в рамках действующего законодательства и в интересах Гагаузии.
Но для этого властям из Кишинева также необходимо пересмотреть свое отношение к автономии и ее народу, к гагаузским политикам.
Мы можем успешно взаимодействовать в социальных и экономических вопросах. Но, на мой взгляд, руководство Молдовы слишком политизирует любые вопросы. И потому ответить сейчас однозначно и четко, как это станет происходить в будущем, весьма трудно. Диалог реализуется лишь тогда, когда к нему готовы обе стороны.