Майя Санду не оставляет попыток реализовать главную цель, которую перед ней поставили западные покровители: отказаться от нейтрального статуса, записанного в Конституции страны, и открыто присоединиться к антироссийской коалиции. Участие президента Молдовы в траурных мероприятиях, связанных с годовщиной украинской провокации в Буче, однозначно показывает, что никакого нейтралитета она придерживаться не собирается. Молдавские власти шаг за шагом идут к тому, чтобы превратить республику в еще один плацдарм НАТО в войне против России.
Процесс расширения влияния США и их союзников на государства, появившиеся в результате распада СССР, начался буквально с момента провозглашения их независимости. Тем не менее не все бывшие союзные республики поспешили связать свою дальнейшую судьбу непосредственно с Западом. Например, Молдова сделала попытку определить свой статус как нейтральный, который, правда, хоть и закреплен в Конституции страны, уже фактически не соблюдается, что даже не скрывается нынешним руководством.
Надо отметить, что молдавские власти на протяжении всех последних 30 лет всячески заигрывали с НАТО путем участия в различных совместных программах.
При этом принцип нейтралитета долгое время продолжал оставаться «священной коровой», на которую никто не смел покушаться.
Но все резко изменилось с 2009 года, когда на ключевых постах в республике стали сменять друг друга откровенно прозападные политики, провозгласившие целью непременное и обязательное вступление Молдовы в ЕС. Однако всем хорошо известно, что вступительным билетом в Евросоюз является обязательная демонстрация антироссийской политики, а членство в НАТО — лучшее подтверждение подобного настроя.
После того как на президентских выборах 2020 года победила Майя Санду, а через полгода на досрочных парламентских выборах партия «Действие и солидарность» (PAS) получила большинство в законодательном органе, впервые прозвучали сомнения в необходимости сохранения нейтрального статуса республики.
Участие же вместе с Украиной и Грузией в таких откровенно антироссийских межгосударственных объединениях, как «Ассоциированное трио» и «Крымская платформа», продемонстрировало, что Молдова открыто встала на путь конфронтации с Россией.
Начало специальной военной операции стало настоящим подарком для официального Кишинева.
Во-первых, начавшиеся в феврале 2022 года события позволили Санду и правящей партии списать все проблемы бездарного управления страной на военные действия на Украине. Во-вторых, прикрываясь гуманитарной риторикой, прозападное руководство вопреки принципу нейтралитета и интересам самих молдаван открыто встало на сторону киевского режима.
На сегодняшний день власти Молдовы поддерживают активный диалог с Киевом, в том числе в вопросе транзита различных грузов (речь идет прежде всего о ГСМ и военном оборудовании для ВСУ) из Румынии по линии НАТО. Кроме этого, молдавское руководство активно участвует в пропагандистских инициативах киевского режима как внутри страны, так и на международной арене. В самой Молдове это выразилось в фактическом запрете на публикацию любой информации, отличающейся от слов команды Зеленского.
При этом «закручивание гаек» списывается на «угрозы со стороны России» и необходимость избежать дестабилизации обстановки внутри республики.
Одним из самых ярких примеров демонстрации антироссийской позиции стало участие Санду в мероприятиях, связанных с провокацией в украинском городе Буча.
Весной 2022 года после ухода российских войск из Киевской области весь мир облетели кадры с десятками убитых мирных жителей, которые лежали на дорогах. Растиражированная в западных СМИ картинка практически не отличалась от схожей постановки в Сирии, сделанной чуть ранее. События в Буче — это наспех слепленная информационная провокация, устроенная украинскими боевиками с целью дискредитации России. Однако именно благодаря поддержке таких политиков, как Санду, эта дезинформация продвигается во многих странах мира.
«Мы осуждаем агрессию России, зверства, которые мы все видели под Киевом и в других частях Украины, оккупированных или подвергшихся бомбардировкам российских войск. Демократические государства должны работать вместе, чтобы эти преступления расследовали, а виновных наказали. Мы должны дать сигнал всему миру, что насилие недопустимо ни на Украине, ни где-либо еще», — заявила со скорбным видом молдавский президент.
Также она подчеркнула, что поддерживает Украину и верит в ее победу. Никто из представителей «демократических государств» заикнуться о том, то это шитая белыми нитками постановка, понятное дело, не посмел.
Приняв участие в саммите «Буча-2023», глава Молдовы де-факто отказалась от политики нейтралитета, встав на сторону Запада в его «гибридной войне» против России.
Москва постоянно подчеркивает, что выступает за проведение независимого расследования событий в пригороде Киева и просит ООН опубликовать список жертв. Соответствующий запрос был направлен генсеку организации, однако ответ до настоящего времени не получен.
Действия Санду резко повышают шансы распространения военных действия и на территорию Молдовы (к чему неоднократно призывали представители киевского режима), несмотря на то, что, по данным социологических опросов, 70% молдаван этого сильно опасаются и выступают против поставок вооружений на Украину. В настоящее время власти республики полностью соблюдают западные антироссийские санкции в банковской сфере и в области реэкспорта товаров, а также поддерживают принимаемые на международном уровне декларации с осуждением России.
Политика Майи Санду привела к тому, что из новой Концепции внешней политики РФ был исключен пункт о признании территориальной целостности Молдовы и урегулировании приднестровской проблемы.
Фактически это означает, что Москва оставляет за собой право признать независимость Приднестровья на основе референдумов, проводившихся в регионе, который никогда за более чем 30 лет независимости Молдовы не контролировался Кишиневом. И вот тут сами собой напрашиваются аналогии с Донецкой и Луганской Народными Республиками, а также — между Молдовой и Украиной.
Однако Санду и ее ближайшее окружение это, судя по всему, мало волнует. Точно так же, как и киевский режим, нынешняя молдавская власть является лишь ширмой для западных кураторов. Именно в этом и заключается стремление оправдать отказ от нейтралитета и стать еще одним плацдармом НАТО в войне против России.