Сегодня, 2 апреля, традиционно отмечается День единения народов Беларуси и России. В этот день в 1996 году президенты двух стран Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В последние годы проект Союзного государства находится на подъеме, и благодарны за это сторонники российско-белорусской интеграции должны быть странам коллективного Запада, который своими санкциями и другими формами гибридной агрессии против Беларуси и России подтолкнул Минск и Москву навстречу друг другу.
В соответствии с договором 1996 года было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. 2 апреля 1997 года президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе двух государств. Спустя еще два с половиной года, 8 декабря 1999 года, был подписан Договор о создании Союзного государства, который является институциональной основой белорусско-российских отношений по сей день.
Союзное государство остается уникальной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что далеко не все пункты договоренностей удалось выполнить, Беларусь и Россия — наиболее тесно интегрированные государства бывшего СССР.
Конечно, далеко не все в белорусско-российских отношениях на протяжении этого периода было гладко. Конфедеративная модель, предполагавшая тесную социально-экономическую интеграцию и создание наднациональных органов при сохранении государственного суверенитета стран-участниц, стала источником многочисленных противоречий в отношениях Москвы и Минска. Разное понимание сторонами принципов интеграции в рамках Союзного государства привело к тому, что многие пункты соглашения (например, введение единой валюты) так и не удалось выполнить.
Как и многие другие наднациональные интеграционные структуры, Союзное государство страдает от проблем, связанных с затягиванием принятия и реализации многих решений. Например, притчей во языцех стала отмена роуминга между двумя странами, которая тянется уже много лет и никак не может завершиться.
Во второй половине 2000-х и на протяжении всех 2010-х годов отношения между Москвой и Минском становились все более сложными и противоречивыми, а многовекторный внешнеполитический курс Беларуси и рост прозападных и националистических тенденций в белорусском обществе делали перспективы Союзного государства все более туманными и неопределенными.
Однако, как оказалось, хоронить Союзное государство преждевременно.
События 2020 года в Беларуси наглядно показали, что ставка на многовекторность и балансирование между Западом и Востоком, которую делали белорусские власти, ошибочна, и только союз с Россией может обеспечить выживание политической системы, сложившейся в республике при Александре Лукашенко.
Начало специальной военной операции на Украине стало для Союзного государства новым вызовом и одновременно возможностью. Разрушение экономических связей с Западом — стресс как для российской, так и для белорусской экономик. Вместе с тем именно эти связи во многом и тормозили белорусско-российскую интеграцию.
Сырьевая ориентация российской экономики и открытость для западного импорта снижали заинтересованность в продукции белорусских предприятий. Со своей стороны, Беларусь также стремилась отвязать свой экспорт от российского рынка и снизить его долю во внешнем товарообороте до 30%. На экспорт в Европу уходили произведенные из дешевой российской нефти нефтепродукты, калийные удобрения и тому подобное. Кроме того, Беларусь была полностью завязана на портовую инфраструктуру стран Прибалтики и Украины и не заинтересована в кооперации с российскими портами.
События 2022 года полностью разрушили прежнюю логику экономических взаимоотношений Беларуси и России с Западом. Теперь на первый план вышло развитие внутренних производств и логистики, а отрасли, ориентированные на западный экспорт (поставки сырья, IT-сектор), напротив, отошли на второй.
В этих условиях вновь возросла роль Союзного государства как основной площадки белорусско-российского сотрудничества.
Совместные проекты Беларуси и России позволят уже в ближайшей перспективе заместить весь критический для отечественных отраслей импорт из стран Запада.
На 12 программ импортозамещения в машиностроении, электронике, аграрном секторе Россия выделила Беларуси кредит в размере 105 миллиардов рублей. Реализация 28 интеграционных программ Союзного государства, подписанных в конце 2021 года, должна привести к унификации экономического законодательства и денежно-кредитной политики, интеграции платежных систем, созданию единых рынков нефтепродуктов и электроэнергии.
Наши страны перейдут к единой промышленной и аграрной политике, будет обеспечен взаимный доступ к госзакупкам и госзаказу.
Со времени подписания союзного договора товарооборот между Беларусью и Россией вырос в 4 раза и по итогам 2022 года превысил 50 миллиардов долларов. США. За это время было подписано 400 межстрановых договоров и порядка 650 межрегиональных соглашений.
Одной из особенностей интеграции в рамках Союзного государства стало прямое сотрудничество между регионами Беларуси и России. Между областями Беларуси и субъектами Российской Федерации заключаются и реализуются двусторонние договоры о сотрудничестве.
Взаимодействие Беларуси и России в рамках Союзного государства оказывает влияние и на интеграционные процессы на постсоветском пространстве — российско-белорусский опыт был использован при формировании Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а затем и Евразийского экономического союза.
Несмотря на определенные проблемы и сложности, Союзное государство Беларуси и России остается наиболее успешным интеграционным проектом в бывшем СССР.
В меняющихся геополитических условиях роль и значение этого интеграционного образования будут только возрастать.
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов