Главное предвыборное обещание президента Республики Молдова Майи Санду и правящей партии PAS — провести судебную реформу — под угрозой. Молдавские судьи распознали попытку под видом реформы зачистить систему правосудия от нелояльных властям магистратов и ударили в ответ. Репутация властей и перспектива проведения реформы под угрозой — и это всего лишь за два месяца до саммита Европейского политического сообщества.
Кошмарная реформа
«Реформа юстиции», по замыслу Майи Санду и ее ближайшего окружения, должна была стать ответом на неоднократно подтвержденный в социсследованиях запрос населения Молдовы на борьбу с коррупцией в силовых структурах, в первую очередь в полиции и в судах.
Впрочем, Санду решила не ограничиваться одной лишь зачисткой коррумпированных судей, вводом новых, более жестких уголовных наказаний за доказанные факты получения взятки или другими рациональными мерами.
Правящей в Молдове партии «реформа» показалась удачным инструментом для пересортировки всего судебного аппарата в республике и расстановки на ключевые должности в системе персон, лояльных к власти и западному вектору, причем независимо от их образования, профессиональной подготовки и трудового опыта.
«Эксперты гражданского общества», напрямую получающие зарплаты из американских, немецких и румынских фондов, должны были заменить в руководстве всей системы так называемых «коррумпированных судей», коррумпированность которых так никто и не доказал.
Для этого понадобилось освободить необходимые должности, и осенью прошлого года министр юстиции Серджиу Литвиненко анонсировал двухэтапную реформу, состоящую из преветтинга и веттинга. Первый этап включает в себя проверку всех судей, на данный момент работающих в системе, на коррумпированность. Однако проверка эта не предполагает каких-либо следственно-оперативных мероприятий, напротив: взяточник конкретный магистрат или нет, должна выявить специально созданная комиссия из шести «экспертов гражданского общества», специализирующихся на проблемах юстиции. Трое местных, молдавских, еще трое — приглашенных правительством из Западной Европы.
Процедура преветтинга предусматривает собеседование комиссии с судьей и проверку его налоговых отчислений, деклараций о доходах, подарках на свадьбы, дни рождения и другие памятные даты и прочее. Как заявляют авторы реформы, непрошедшие проверку будут уволены с запретом в течение семи лет работать судьей, адвокатом или прокурором и в течение пяти лет — занимать общественную должность. Более того, комиссия передаст прокуратуре материалы на проваливших преветтинг судей для возбуждения уголовного дела из-за якобы выявленного факта коррупции.
Процедура же веттинга будет задействована в отношении судей, которые прошли первую проверку, но затем решили выдвинуть свою кандидатуру на повышение.
Изначально большинство судей в целом положительно отнеслось к идее реформы юстиции. Когда Минюст анонсировал создание комиссий преветтинга и веттинга, судьи насторожились. Когда же выяснилось, что в этих комиссиях не будет ни одного настоящего судьи, а одни только «эксперты гражданского общества», магистраты массово начали подавать в отставку.
На преветтинг решились только 23 человека из 450 судей, но прошли его лишь пятеро.
В то же время ежедневно десятки судей уходят в отставку с занимаемых должностей, включая высшие судебные инстанции, благо так они сохраняют и доброе имя, и положенные компенсации с начислениями, и судейскую пенсию, и возможность перепрофилироваться в адвокаты.
Блокада как протест
Бегство судей приняло массовый и протестный характер. Всего лишь за месяц систему молдавского правосудия покинуло около сотни магистратов, а увольнения и не думают прекращаться.
В результате обезлюдела Высшая судебная палата, парализованы Апелляционные палаты и суды первой инстанции.
Неделю назад судьи провели Общее собрание. Это явление чрезвычайное, поскольку мероприятия подобного рода судебная система проводит исключительно для политических деклараций. Последнее такое заседание имело место в 2019 году, когда из Молдовы бежал узурпировавший власть олигарх Влад Плахотнюк.
Сам по себе факт проведения данного заседания означает, что попытка Майи Санду просто и аккуратно расставить своих ставленников и превратить судебные решения в инструмент политической борьбы с инакомыслящими полностью провалилась.
На Общем собрании судьи не стеснялись в выражениях в адрес президента Санду, авторов «судебной реформы» и преветтинга с веттингом. «Это издевательство, и это вопиющий факт. Как такое может быть, чтобы в государстве, которое претендует на звание демократического, так издевались над судьей?» — вопросила теперь уже экс-судья Высшей судебной палаты Лилиана Катан.
Служительница Фемиды прямо сравнила методы Санду и бежавшего из Молдавии в 2019 году олигарха Плахотнюка, узурпировавшего всю власть в стране на протяжении пяти лет, причем сравнение оказалось не в пользу нынешнего президента Молдовы.
«Плахотнюк захватил государство, но тогда хотя бы был этот фантик легальности поправок в законодательство, а сейчас мы открыто говорим о захвате юстиции, нравится это власти или нет. Мы открыто говорим о захвате юстиции», — заявила магистрат.
Судьи на собрании обвинили молдавские власти в тотальном игнорировании замечаний Венецианской комиссии, в перекраивании законов под себя, в повсеместном вмешательстве в процесс правосудия, часто даже без попыток скрыть это. Раскритиковали и выборочный подход к решениям Конституционного суда.
Например, популистское решение от 2012 года об именовании государственного языка румынским Санду и правящая партия решили реализовать.
А куда более свежее решение того же КС предоставить судебной системе финансовую независимость власти проигнорировали. Между тем финансирование остается одним из важных рычагов, посредством которых Минюст влияет в том числе на принимаемые судьями решения.
Общее собрание судей стало демонстрацией непокорности правительству и президенту Санду, а своими итоговыми решениями они заблокировали до конца апреля деятельность Высшего совета магистратов — главного органа судебного самоуправления в стране.
«Горящие» сроки
Демонстративный вызов власти Майя Санду оценила по достоинству. Президент провела чрезвычайное заседание Высшего совета безопасности, по итогам которого выступила с резкой критикой отказавшихся подчиниться магистратов. «Некоторые судьи пытаются заблокировать все процессы в системе и поставить препятствия изменениям в сфере правосудия. Я призываю всех судей определиться, станут они частью проблемы или частью ее решения», — пригрозила президент.
Обвинив судей в нарушении закона при проведении Общего собрания, госпожа президент, в свою очередь, анонсировала поправки в законодательство, которые помогут правящей партии зачистить судебную систему в обход действующих законов.
Так, по словам Санду, в состав Высшего совета магистратов теперь тоже назначат не судей, а «экспертов гражданского общества», чтобы он стал функциональным. Это ключевая проблема для властей, поскольку именно Высший совет магистратов принимает важные решения по назначениям и отставке судей. Кроме того, ВСМ назначает своего представителя в Конституционный суд, и у нынешнего срок действия мандата как раз истекает.
Парламентское большинство, поддерживающее Санду, также сформирует в 30 суток «антикоррупционный трибунал», который должен будет заниматься непосредственно выявленными фактами коррупции в судейском корпусе. Учреждение этого «трибунала» в короткие сроки раскритиковали уже и некоторые из советников президента, справедливо усомнившись, что найдется так уж много желающих наняться в эту структуру, которой предстоит стать антисудейской дубинкой Санду.
Однако повод для спешки у президента имеется, и весьма весомый.
Уже через два месяца, 1 июня, Кишинев принимает у себя саммит Европейского политического сообщества.
Подавить к этой дате сопротивление судей и продемонстрировать успешный переход к прозападной реформе под западным контролем — вопрос, для властей являющийся принципиальным.