На Украине начали судить тех, кто не хочет ехать в зону боевых действий. В то же самое время в действующих частях стремительно растет количество самострелов. Судя по всему, в стране начинается гонка на выживание: киевский режим будет гнать население на убой, а то, в свою очередь, все активнее уклоняться от «чести» гибнуть за банковские счета Владимира Зеленского и его команды. Кто из них победит — вопрос открытый.
На Украине недавно был оглашен знаковый судебный приговор. Во Львове осудили по уголовной статье медсестру, отказавшуюся ехать в зону боевых действий. На скамье подсудимых оказалась сотрудница нейрохирургического отделения воинской части (скорее всего, одного из военных госпиталей) Илона Голева.
Уроженка Львова была принудительно мобилизована и некоторое время служила в звании младшего сержанта. Но в ноябре 2022 года ее решили перевести на «передок». Почему так получилось — вопрос открытый. Судя по некоторым данным, еще со времен АТО в ВСУ похожим образом неоднократно наказывали девушек, отвергавших домогательства со стороны старших офицеров. Однако это лишь предположение.
Факты же таковы. 4 ноября 2022 года медсестра открыто отказалась отправляться на фронт. Уголовное дело по статье 402 УК Украины («Неповиновение») на нее было возбуждено молниеносно. Младшего сержанта Голеву заставили полностью признать свою вину и подписать соглашение с прокурором.
В итоге ее приговорили «всего лишь» к штрафу в размере 102 тысяч гривен (около двух с половиной тысяч долларов США) — аналогу зарплаты за четыре-пять месяцев службы в тылу.
Правда, воевать ей, судя по всему, все равно придется. Недавно Министерство обороны Украины в ответ на запрос «Судебно-юридической газеты» сообщило, что для тех, кто осужден за уклонение от воинской обязанности, никаких послаблений не предусмотрено. Нужно понимать, что для не пожелавших отправляться под пули медсестер — тем более.
Уже в ближайшем будущем можно ожидать значительно более серьезных приговоров, чем львовский.
На скамье подсудимых — целая группа бойцов одесской территориальной обороны, которые отказались на собственном транспорте ехать на фронт. Среди них — депутат Раздельнянского горсовета от ныне запрещенной на Украине партии ОПЗЖ, глава бюджетной комиссии собрания Владимир Нестеров. В 2022 году он был мобилизован и назначен командиром подразделения, которое командование ВСУ год спустя решило отправить своим ходом в Артемовск (Бахмут).
«У меня родственник в ТРО. Абсолютно все шли туда из-за относительно больших денег — больше, чем на производстве, — и чтобы не попасть на фронт. Сейчас некоторые резко ушли на больничные (надолго ли?). Другие прячутся по знакомым и соседям. Ехать в мясорубку никто не хочет. Но патриотами, когда служили в ТРО, были знатными», — писали одесситы в соцсетях.
«По поводу переброски ТРО из Одессы. У меня брат там. Он был всю войну в Одессе, и вот перед Новым годом весь их взвод куда-то увезли, куда — не сообщают, нельзя», — говорили местные жители.
Согласно онлайн-источникам, ради переброски «тероборонщиков» на восток в Одесской области даже расформировывали блокпосты, за которые ранее те отвечали.
В итоге часть боевиков одесской теробороны проигнорировала приказ своего командования, после чего этими людьми занялись сотрудники государственного бюро расследований и военной контрразведки СБУ. Всего четыре дня потребовалось спецслужбам и судьям для того, чтобы отправить членов ТРО под стражу.
Прецеденты с отказами ехать в зону боевых действий имели место и в прошлом году. В июне стало известно, что 64-й батальон 103-й бригады теробороны отказался отбывать из Львова в Донбасс. Личный состав жаловался на отсутствие обучения и тяжелого вооружения. В июле то же самое произошло и с 100-й бригадой из Луцка. Командования ВСУ приняло решение «переформатировать» подразделение. Однако тогда до публичных судебных разбирательств дело все-таки не дошло. Официальный Киев старался не выносить сор из избы.
Сейчас такой возможности, очевидно, больше не осталось из-за критической нехватки личного состава.
Чуть раньше начали открыто судить и тех, кто бежал от военкоматов, даже не успев примерить форму. В январе 2023 года появились первые из ставших широко известными приговоры тем, кто скрывался от мобилизации. Например, Ахтырский районный суд приговорил к трем годам лишения свободы младшего лейтенанта запаса, который после формально проведенной медкомиссии лег в больницу лечить колено. Офицеру явно дали понять, что реальное состояние его здоровья никого не интересует. Видимо, в ближайшее время он окажется на передовой (уже с судимостью), как и многие его братья по несчастью.
«Мобилизационный план, действующий с момента введения военного положения и имплементации парламентом указа президента Владимира Зеленского о введении военного положения, еще не завершен. Всеобщая мобилизация продолжается», — вынужден был признаться министр обороны Украины Алексей Резников, который еще недавно врал о том, что мобилизация якобы закончилась, а призывают только «редких специалистов».
Впрочем, проблемы у киевского режима не только с людьми, которые еще не отправлялись в зону боевых действий. Не хотят воевать и многие из тех, кто уже побывал на передовой.
За последний месяц количество раненых в ВСУ выросло на 70%, причем в первую очередь за счет стрелковых повреждений конечностей. В украинском Генштабе полагают, что значительное количество увечий военнослужащие наносят себе сами. Побеседовавшие с солдатами на условиях анонимности журналисты утверждают, что это может быть связано с нежеланием всушников участвовать в боях под Артемовском.
Похоже, что в украинской армии наметилась тенденция к зарождению протеста со стороны тех, кто не хочет гибнуть за банковские счета Зеленского. Однако в то же самое время в силовых структурах все еще достаточно много идейных неонацистов, а киевский режим уже готов на любой террор, лишь бы гнать на убой очередные порции пушечного мяса.