Соглашение о «зерновом коридоре» может закончиться досрочно. Российская сторона заявляет об отсутствии смысла в его продлении, а Украина открыто готовится к боевым действиям на территории южной Бессарабии, через которую и идет поток зерна на юг. Складывается уникальная ситуация: по разным причинам, но и в Москве, и в Киеве как будто согласны, что тема «мирового голода без украинского зерна» уже неактуальна, а коллективный Запад даже в чем-то разделяет это внезапное единодушие.
Досрочные перспективы
О том, что у «зерновой сделки» нет будущего, в очередной раз заявили в Москве в начале недели.
«Концепция стамбульских пакетных договоренностей и продление "зерновой сделки" в марте без осязаемых результатов представляются нецелесообразными для российской стороны», — отметил замминистра иностранных дел РФ Сергей Вершинин в интервью 13 февраля.
Дипломат подчеркнул, что фактически выполняется лишь «черноморская инициатива» по вывозу украинского зерна, что ООН не выполнила ни одного из своих обязательств по снятию санкций с российских удобрений и зерновых, банковских платежей, доступа в мировые торговые порты и так далее.
Изначально многие наблюдатели посчитали, что это уже традиционные заявления, которые МИД РФ озвучивает, как правило, примерно за месяц до даты очередного продления соглашения. Однако в этот раз ситуация может действительно измениться.
Все дело в том, что буквально накануне в возможности продлить «черноморскую инициативу» усомнилась украинская сторона. Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный пожаловался своему американскому коллеге, председателю Объединенного комитета начальников штабов Марку Милли на применение Россией нового вида оружия во время очередного массированного ракетного обстрела украинских военных и энергетических объектов.
Безродный дрон
Речь идет об ударе по железнодорожному мосту в Затоке. 11 февраля Интернет облетело странное видео: монохромная запись с камеры видеонаблюдения демонстрировала атаку морским дроном. Вместе с оператором зрители наблюдали, как беспилотник стремительно приближается к опорам моста, выпрыгивает из водной глади за несколько метров до цели и расцветает яркой вспышкой. Опубликовавшие видео украинские источники сокрушались: «У русских появились подводные дроны, теперь они могут угрожать нашим мостам на Днепре».
Сложно сказать, что вызвало недоверия больше: апелляция к давнему требованию российской патриотической общественности уничтожить пресловутые днепровские мосты или отсутствие каких-либо видео- и фотоматериалов, подтверждавших результаты описанной выше атаки. Возможно, и то, и другое.
Первоначально информационные ресурсы в России с радостью восприняли видеозапись, однако Минобороны РФ не подтвердило ни нанесения удара, ни того, что российские силы вообще имеют хоть какое-то отношение к случившемуся.
«Использование Россией морских надводных дронов угрожает судоходству в Черном море», — заявил Залужный в разговоре с Милли. И этот комментарий украинского главкома, пожалуй, подчеркивает и объясняет всю интригу с загадочным ударом беспилотника без известных последствий и напряжение, с которым Киев выжидал, чтобы Минобороны РФ взяло на себя ответственность за атаку. Но российские военные предпочли промолчать.
Доподлинно неизвестно, чей именно дрон взорвался под ключевым мостом Одесской области. Однако лишь одна сторона за год боевых действий отметилась применением такого оружия: во время атаки британско-украинских дронов 29 октября на корабли Черноморского флота в порту Севастополя.
От банкротства до огня
Соответственно, заявления Киева об «угрозах безопасности гражданского судоходства в Черном море» сами по себе являются угрозой в адрес России, Беларуси, Казахстана и других стран, наращивающих экспорт зерна в этой акватории через российские и грузинские порты. Вызваны они в первую очередь провалом возлагаемых киевским режимом надежд на «зерновую инициативу».
Вопреки экспертным оценкам полугодовой давности «черноморская сделка» не спасла украинскую экономику. Вывоз зерновых и зернобобовых с подконтрольных Киеву территорий за прошедший год составил около 26 млн тонн — в два с лишним раза меньше, чем в предыдущий сельскохозяйственный сезон.
Однако и этого объема, оказалось достаточно, чтобы серьезно подорвать экономику дружественных киевскому режиму стран.
Спешка в организации экспорта как морским путем, так и через дунайские порты и даже железнодорожными средствами привела к непредвиденным последствиям. Из-за наводнившего рынок дешевого украинского зерна румынские и болгарские аграрии оказались неконкурентоспособными.
Трейдеры в этих и других странах южной Европы скупали зерно с Украины, оставив соотечественников с никому не нужным урожаем и без денег для оплаты кредитов, покупки топлива, семян, удобрений, ремонта техники. Они жалуются, что склады в Румынии, Болгарии, Греции, Венгрии, Словакии и других странах ЕС забиты под завязку украинским зерном, тогда как местные производители фактически лишены возможности продать свой товар. Ассоциации фермеров в указанных странах просят Брюссель принять срочные меры для спасения их сельскохозяйственного потенциала.
При этом в более суровых условиях, а также под блокирующими платежи и логистику санкциями российские производители зерна умудрились экспортировать рекордные 62,5 млн тонн, увеличив экспорт на треть.
Более половины этого объема вывезено на продажу через российские порты Азовско-Черноморского бассейна. Главной проблемой, с которой столкнулись фермеры из России, как и их европейские коллеги, стало резкое снижение стоимости пшеницы и, соответственно, рентабельности труда аграрных хозяйств.
Эксперты полагают, что цена на нее может вырасти лишь в случае эскалации боевых действий на Украине. В условиях, когда «черноморская инициатива» не оправдала надежд Киева, а европейские фермеры оказались под угрозой банкротства, вовсе не удивительно, что мост в Затоке атакует морской дрон неизвестной принадлежности. А в это время ВСУ вовсю роют в Одесской области укрепления, системы окопов и опорных пунктов, готовясь встречать долгожданный десант.