Майя Санду вместе с Владимиром Зеленским публично обвинила Россию в подготовке госпереворота в Молдове. Такие заявления они сделали, якобы основываясь на данных украинской разведки. При более детальном изучении вопроса становится ясно, что этот «план» изготовлен на коленке. Но «вброс» был сделан не просто так: и у Кишинева, и у Киева есть свои резоны спекулировать на теме «российской угрозы».
План «Ураган»
О скором «пророссийском госперевороте в Молдове» первым заговорил Владимир Зеленский на встречах в Париже и Брюсселе во время турне по Европе. Украинский президент заявил, что есть некий «российский документ, который показывает, кто, когда и в результате каких действий собирается сломать Молдову, демократический порядок этой страны и установить контроль над ней». При этом он не назвал никаких деталей, которые могли бы подтвердить подлинность сказанного. По его словам, этот план перехватила украинская разведка, передав потом Майе Санду.
Она же попыталась подтвердить «данные украинской разведки», заявив, что российские спецслужбы подготовили группы «диверсантов с военным опытом, переодетых в гражданскую одежду». В основном это граждане России, Беларуси, Сербии и Черногории. Якобы под прикрытием спасательных операций в Турции диверсанты должны были проникнуть на территорию Молдовы и затаиться.
Затем, в разгар запланированных партией Илана Шора протестов, «диверсанты» должны были захватить здания государственных учреждений и заложников. Поддержку им, как утверждает Санду, должны были оказать ветераны силовых организаций и криминальные элементы, связанные с беглым олигархом Владом Плахотнюком.
«Их цель — свержение конституционного строя, установление нелегитимной власти, которая предоставит Молдову для нужд России, остановит процесс евроинтеграции и предложит территорию для использования против Украины», — указала Санду.
Однако, как и Зеленский, она так и не назвала конкретного механизма, посредством которого вымышленные диверсанты и их пособники намеревались заставить действующее руководство страны «остановить процесс евроинтеграции» и «свергнуть конституционный строй».
Тем не менее, план нейтрализации «плана дестабилизации» у Санду уже был наготове.
Она призвала парламент скорее наделить молдавскую контрразведку СИБ и прокуратуру инструментами «для более эффективной борьбы с попытками России повлиять на ситуацию в Молдове».
Правительство без надежд
Итог заявления Санду, по сути, полностью отражает смысл, цель и задачи всего разыгранного перформанса. Речь не идет об отражении неких внешних угроз, которых, скорее всего, просто нет.
Президенту и ее окружению спешно понадобился повод для усиления и без того диктаторских мер контроля над обществом. Причина очевидная — прозападный и откровенно антироссийский курс нынешней Молдовы привел ее к катастрофе.
Получив небывалый кредит доверия населения на парламентских выборах, партия Майи Санду сконцентрировала в своих руках всю полноту власти. У нее были все возможности быстро и без проволочек принимать необходимые решения по укреплению экономики, борьбе с коррупцией, привлечению инвесторов, открытию новых рынков и всему тому, что избиратели видели в предвыборной программе «Действия и солидарности» (PAS).
Но вместо этого правящая партия перешла к открытому сотрудничеству с «прокурорско-судейской кастой» — прослойкой чиновников в сфере правосудия и силовых структур, обслуживавших ранее режим олигарха Влада Плахотнюка.
Вместо борьбы с коррупцией Санду незаконно отстранила независимого генпрокурора Александра Стояногло. Вместо укрепления экономики испортила отношения с «Газпромом» и резко увеличила цены на газ для Молдовы, что автоматически остановило какое-либо развитие промышленности в стране. Вместо привлечения инвесторов приступила к дележу потоков контрабанды из Украины в Евросоюз. Вместо открытия новых рынков заняла откровенную антироссийскую позицию, оставив молдавских аграриев без крупнейшего импортера их продукции и, соответственно, без денег.
Обещанных взамен возможностей на рынках Евросоюза просто не появилось, и вот уже министр экономики предлагает молдаванам продавать свои яблоки хотя бы в Египет и Индию, пусть и с совершенно невыгодным дисконтом.
Бюджет страны на 2023 год сверстан с дефицитом в 25% от планируемых доходов — это промежуточные итоги года правления «хороших людей» — как назвали сами себя в предвыборных буклетах члены партии Санду.
В мае прошлого года Молдова получила авансом статус кандидата в члены Евросоюза, но за прошедшее время правительство не сумело выполнить ни единого из требований ЕС к стране-кандидату по той простой причине, что дальнейшее закручивание гаек в экономике и социальной жизни просто спровоцировало бы взрыв общественного недовольства.
Чтобы хоть как-то купировать раздражение населения, власти с осени раскачивают тему «российской угрозы», убеждая пользователей провластных СМИ в неминуемом военном вторжении. Получившийся результат скорее обратный: по недавнему опросу, заказанному посольством США, лишь десятая часть населения думает, что готова воевать с Россией, 47% респондентов не считают РФ угрозой, а 67% настаивает, чтобы Санду как можно скорее ехала в Москву и договаривалась с Владимиром Путиным и Алексеем Миллером о дешевом газе.
Фактически признав собственное бессилие перед складывающейся ситуацией, правительство «хороших людей» на прошлой неделе подало в отставку.
Вместо «премьера-экономиста» Натальи Гаврилицы президент выдвигает на пост главы кабмина секретаря Совбеза Дорина Речана. В окружении Санду уверяют, что новый глава правительства из среды «силовиков» и сможет эффективно противостоять угрозам безопасности страны.
Но есть нюанс: Речан — предприниматель, а вовсе не из «силовиков» — он даже в армии не служил. Однако он возглавлял МВД в составе одного с Санду правительства около десяти лет назад. Это был тот самый кабинет, который в 2013-2014 годах одобрил кражу нескольких миллиардов долларов из трех крупнейших банков страны.
От глупости до войны
Отправив в отставку «правительство национальной надежды», Майя Санду отчаянно нуждалась в передышке, отвлечении внимания общественности. По всей видимости, именно в этот момент и родилась идея придумать некую угрозу безопасности, напомнить населению о «внешнем враге».
Примечательно, что в коридорах молдавской власти понимают, насколько исчерпан кредит доверия населения к ней и не рискнули самостоятельно озвучить спешно слепленный на коленке «план российской дестабилизации в Молдове». Эту миссию доверили Зеленскому, который как раз отправлялся в турне по Европе. Правда говорил он не очень громко, не очень детально и не очень часто, поскольку понимал, очевидно, насколько глупо эта история выглядит.
Однако у Киева в произошедшем свой интерес.
Для Санду запуск «утки» с планом внешней угрозы — необходимый инструмент сохранения у власти и ужесточения режима. Уже готовы поправки в законодательство о прокуратуре и Службе информации и безопасности, которые фактически развязывают «охоту на ведьм» и позволяют записать в «российские диверсанты» любого недовольного президентом, правящей партией и их внешнеполитическим курсом.
Однако для Украины это возможность расширить географию конфликта, втянуть в него Молдову и, вполне вероятно, члена НАТО Румынию. Оттуда один шаг до мировой войны — единственного шанса для киевского режима удержать власть.