Сразу после госпереворота на Украине в 2014 году Запад начал создавать структуры, способные дать полный контроль над киевским режимом. Одним из главных инструментов для этого стало Национальное антикоррупционное бюро, за контроль над которым в последнее время развернулась аппаратная борьба. Положение об этом органе прописано так, чтобы право решающего голоса при определении его руководителя оставалось за западными транснациональными структурами, однако украинские политики пытаются избавиться от этого «короткого поводка».
Уже вскоре после государственного переворота 2014 года западные бенефициары Евромайдана поставили ребром вопрос о выработке конкретных механизмов контроля над киевским режимом. Одной из ключевых составляющих последнего стала отдельная система правоохранительных органов, лишь условно подчиняющаяся украинским властям, — Высший антикоррупционный суд, Специализированная антикоррупционная прокуратура и, что самое главное, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ).
Бюро было создано в рекордные сроки. Оно начало работать уже в 2015 году — чуть больше чем через год после свержения законной власти на Украине. Его первым главой стал бывший сотрудник киевской региональной прокуратуры Артем Сытник.
Подконтрольность НАБУ Западу быстро породила трагикомический фарс. Уже в 2017 году стало известно, что в органе, осведомленном практически обо всех государственных секретах Украины и «присматривающем» за личной жизнью высокопоставленных чиновников, официально работают агенты ФБР.
Спецслужбы Соединенных Штатов получили почти неограниченный доступ к компрометирующим материалам на украинских политиков. Информацию о том, кто с кем спит и у кого какие «левые» доходы, им приносили «на блюдечке с голубой каемочкой».
Официальный Киев пытался сопротивляться такому вмешательству. Доходило до открытых столкновений между НАБУ, с одной стороны, и СБУ с прокуратурой — с другой. Однако западные «прокси-правоохранители», как правило, выходили из таких конфликтов победителями.
В 2016 году украинские силовики попытались «прищучить» НАБУ за «неоправданную прослушку» («защитники госбезопасности», согласно закону, пропускали через себя все специальные технические мероприятия). В офисах Бюро даже проходили обыски и изъятие документов. Вот только трехлетнюю «войну» «борцам с коррупцией» сбушники все равно проиграли. Демонстративным плевком в лицо для них стало предоставление НАБУ в 2019 году права на независимое прослушивание фигурантов уголовных дел.
Итогом деятельности бюро за семь лет каденции Сытника оказались дела, заведенные на 550 высокопоставленных чиновников и сотрудников силовых структур Украины.
Однако по странному стечению обстоятельств НАБУ так и не усадило на скамью подсудимых ни одного политика «первого эшелона», имеющего самостоятельные позиции во власти на государственном уровне. В то же время Бюро серьезно прошлось по влиятельным политическим командам, надевая наручники на достаточно важных «исполнителей» коррупционных схем.
По мнению экспертов, такая стратегия позволяла шантажировать сильнейшие украинские кланы и устанавливать над ними эффективный «внешний контроль». Людям уровня Владимира Зеленского, Дениса Шмыгаля, Арсена Авакова прозрачно намекали на то, что греть руки в кармане государства, наполняемом за счет иностранных кредитов, они могут только пока безропотно выполняют указания Запада.
На Сытника в Киеве упорно искали компромат и пытались «сковырнуть» его с позиции «держателя поводка украинских элит». Однако он, несмотря на репутационные потери, связанные со склонностью к красивой жизни, держался за свое кресло до последнего и ушел в отставку только после официального завершения своих полномочий в 2022 году.
И тут перед лидерами киевского режима открылось «окно возможностей».
В конкурсную комиссию по отбору кандидатуры директора НАБУ должны входить шесть человек — трое от Кабинета министров Украины и трое от международных (западных) структур. Последние имеют официальное право решающего голоса. Если за потенциального главу Бюро не проголосуют хотя бы двое представителей Запада (среди которых экс-директор Департамента госбезопасности Литвы Повилас Малакаускас, бывшая руководитель следственной группы ФБР Карен Гринавей и экс-руководитель антикоррупционной группы при Совете Европы Драго Кос), то его назначение не состоится.
Правительство Украины неожиданно попыталось заблокировать кандидатуру Драго Коса, сославшись на то, что он участвует в группе по отбору антикоррупционного прокурора. «Выборщики» главы НАБУ оказались загнаны под юридические вилы. Без Коса группа становится «хромой», а если он откажется выполнять требования официального Киева, это станет основанием для многолетних юридических тяжб.
Кроме того, Верховная рада попыталась внести изменения в законы Украины, предполагающие введение достаточно узких критериев для лиц, желающих возглавить Бюро. Поправки выписывали явно под конкретных кандидатов, удобных киевскому режиму. Но после жесткого окрика с Запада от этой попытки отказались. В итоге подача документов на пост главы НАБУ состоялась на старых условиях в конце 2022 года.
После их проверки и теста на знание законов в «гонке» остались 50 кандидатов. А по итогам тестирования на общие способности их количество сократят до 20. Финальное решение будет принято по итогам собеседования.
Среди кандидатов — действующие сотрудники НАБУ, прокуроры, адвокаты, чиновники. Украинские журналисты и эксперты не берутся пока судить о том, кто из них представляет команду Зеленского, а кто — Запад. Работа с «протеже» проводится в условиях строжайшей секретности. Но в любом случае ситуация вокруг контроля над Бюро пока патовая.
Исходя из положения о конкурсе, серьезные шансы на победу есть только у кандидата, которого лоббируют США и «либеральный интернационал», однако у Зеленского теперь имеется механизм затягивания назначения главы НАБУ на неопределенный срок.
На Западе эту стратегию явно разгадали и уже передали президенту Украины несколько болезненных «приветов». В Запорожье прошли рейды, связанные с масштабными хищениями членами его команды западной «гуманитарки».
Первый замминистра инфраструктуры, развития общин, территорий и инфраструктуры Василий Лозинский, являющийся человеком премьер-министра Шмыгаля, был задержан сотрудниками НАБУ за взятку в 400 тысяч долларов. Кроме того, в Бюро намекают, что будут разбираться с хищениями на закупках в украинском Министерстве обороны. На фоне последних двух событий Зеленский инициировал массовые отставки в органах власти. Судя по всему, назначение нового главы НАБУ теперь тоже пройдет достаточно гладко.
Отношения киевского режима с посаженным наблюдать за ним НАБУ — яркий индикатор того, что никакого доверия между Западом и украинскими властями не существует. Скорее речь идет о ситуации из известного анекдота, в котором черепаха взялась перевезти через реку гадюку. Одна думает: «Укушу — скинет», другая: «Попробую скинуть — укусит».