Взаимодействие России и Беларуси в области образования — важнейшая часть интеграционного процесса в рамках Союзного государства. Гуманитарная составляющая на этом пути не менее важна, чем экономическая, поэтому профильные министерства обеих стран подписали план мероприятий по развитию сотрудничества в сфере обучения школьников на 2023–2024 годы. Одним из приоритетов является расширение перечня предметов для проведения совместных олимпиад.
На сегодняшний день в рамках Союзного государства уже проходит олимпиада «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» по русскому языку и литературе, которая проводится с 2004 года. Кроме того, регулярно организуются туристский слет учащихся, встречи юных экологов «Экология без границ», конкурс научно-технического творчества «Таланты XXI века», гражданско-патриотическая кадетская смена «За честь Отчизны». В этом году во второй раз состоится фестиваль военно-патриотических лагерей и клубов «Нам есть чем гордиться, нам есть что защищать».
Помимо новых олимпиад школьников, министерства двух стран планируют подготовить и реализовать программу сотрудничества между Национальным детским технопарком и образовательным центром «Сириус», организовать поездку учеников из России на форум молодых исследователей «Путь в науку».
В плане предусмотрено участие представителей системы образования Союзного государства в Форуме регионов Беларуси и России.
Важнейшим направлением должна стать реализация белорусско-российского патриотического культурно-просветительского проекта «Поезд памяти».
Эта инициатива была запущена в прошлом году. На «Поезде памяти» 200 десятиклассников из Беларуси и России посетили 15 городов двух стран и 12 знаковых мест боевой славы Великой Отечественной войны. Предполагается, что этот проект станет ежегодным.
К числу новых форматов сотрудничества в 2023 году планируется добавить ряд мероприятий по линии Ассоциации школ Беларуси и России, по обмену опытом между педагогическими работниками учреждений дошкольного образования, разработать совместную программу в области довузовского обучения.
Образование является важнейшей и, без преувеличения, стратегической сферой, в которой должен происходить процесс интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства. Гуманитарная составляющая не менее важна, чем экономическая.
К сожалению, на протяжении практически всего периода союзного строительства преобладал именно экономикоцентричный подход, а гуманитарным вопросам внимание уделялось лишь по остаточному принципу. Не в последнюю очередь повинны в этом засевшая с советских времен в головах чиновников догма о первичности экономики и уверенность в том, что экономический базис автоматически отрегулирует и все «надстроечные» явления, включая культуру, образование и национальную идентичность.
События на Украине наглядно продемонстрировали, что это не так. Несмотря на то, что Россия инвестировала огромные средства в развитие и поддержание экономического сотрудничества с этой страной, а российские банки и компании широко присутствовали на украинском рынке, информационная и гуманитарная сфера оказались полностью проиграны Западу.
Игнорирование этих составляющих привело к разрастанию националистических и прозападных настроений среди молодежи и в конечном счете обусловило радикальное переформатирование всего украинского общества и государства, сделав их враждебными России.
Политический кризис 2020 года в Беларуси показал, что аналогичные тенденции, пусть и в ослабленном виде, имелись и здесь. Массовый выход на улицы людей под националистическими бело-красно-белыми флагами показал, что белорусы также не застрахованы от вируса культивируемой Западом русофобии.
Во многом это результат отсутствия общей гуманитарной политики и политики памяти, которая реализуется в том числе через школы и вузы. Более того, узко национальный нарратив, транслируемый белорусской системой образования, закономерно формировал у местной молодежи отчужденное отношение к России как «просто к соседней стране». В сочетании с многолетним доминированием в республике националистических «независимых» СМИ это вело к тому, что молодые люди все больше проникались националистической «героикой».
Очевидно, чтобы не допустить рецидивов 2020 года, необходимо менять подходы к обучению в рамках Союзного государства. По сути, общей системы образования в России и Беларуси так и не сложилось, долгое время оба государства в этой сфере развивались даже не параллельно, а по расходящимся траекториям. Разные требования, нормы и стандарты создавали все более труднопроходимые барьеры.
В последние годы ситуация начала постепенно выправляться.
Минск и Москва договорились о взаимном признании результатов централизованного тестирования (ЦТ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ), что облегчило белорусским и российским абитуриентам поступление в вузы обеих стран. Реформа системы вступительных испытаний, проходящая в Беларуси в этом году, еще больше сблизит системы обучения.
Интеграция сферы образования повысит конкурентоспособность белорусской молодежи на рынке труда Союзного государства. Этому будет способствовать и развитие отраслей, ориентированных на общий рынок: микроэлектроники, атомной энергетики, машиностроения, военно-промышленного комплекса.
Что касается гуманитарной политики и исторической памяти, здесь важно не повторять застарелую ошибку и не зацикливаться исключительно на советском периоде и Великой Отечественной войне, отдавая более глубокие пласты исторической памяти на откуп националистам.
Ведь без осознания общих культурно-исторических корней, восходящих к Древней Руси, белорусской молодежи будет весьма непросто объяснить, что же так тесно связывает их страну с Россией и зачем необходимо Союзное государство.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН