На Украине во время «аппаратных разборок» утекли в прессу «закрытые» данные о снабжении армии. Выяснилось, что питание украинских солдат — золотое, а ВСУ закупают продукты по цене в несколько раз выше рыночной. В бездонных карманах «приближенных» бизнесменов и членов команды Владимира Зеленского оседают миллиарды, взятые в долг у западных «партнеров». А в это время простых украинцев под дулами автоматов в автозаках везут в зону боевых действий, чтобы они умирали там за их интересы.
Министерство обороны Украины закупает продукты питания для нужд ВСУ по ценам в несколько раз выше рыночных. С таким заявлением выступил на прошлой неделе в СМИ украинский журналист и основатель проекта «Наши гроши» Юрий Николов. Его расследование появилось на страницах газеты «Зеркало недели», тесно связанной с западными грантовыми организациями.
В распоряжении Николова оказались документы о закупке военным ведомством продуктов для частей ВСУ, базирующихся в Полтавской, Сумской, Киевской, Житомирской, Черниговской и Черкасской областях. Соглашение на «прокорм» украинских солдат в этих регионах заключено на сумму более 13 млрд гривен (свыше 300 млн долларов США).
Стоимость одного куриного яйца составляет 17 гривен за штуку (около 32 российских рублей по актуальному курсу). При этом их розничная цена в Киеве сейчас достигает 7 гривен (порядка 13 рублей). Картофель украинская армия закупает по 22 гривны за килограмм (40 рублей), в то время как на рынке его можно купить по 9 гривен (порядка 17 рублей). Аналогичная ситуация сложилась с курятиной, консервированными овощами, луком, чесноком, капустой, свеклой и прочим.
При этом эксперты сравнивают закупочные цены Минобороны с «розницей». А для военного ведомства стоимость продуктов должна быть гораздо ниже, так как речь идет об огромном опте.
Таким образом выходит, что объем хищений всего по одному военному контракту достигает не менее двух третей — свыше 200 млн долларов США. А подобных контрактов за счет западных кредитов украинские власти заключают великое множество.
Николов подчеркнул, что «закрытость» документации по снабжению ВСУ только повышает аппетиты тех, кто осваивает средства.
После обнародования результатов журналистского расследования в руководстве Минобороны Украины и связанных с ним компаний начались отчаянные метания.
Первой реакцией украинских высокопоставленных военных было всецелое отрицание.
«Сведения о содержании закупок услуг питания, появляющиеся в публичном пространстве, распространяются с признаками умышленных манипуляций и вводят в заблуждение», — официально заявили в ведомстве.
Министр обороны Алексей Резников попросил разобраться с происходящим комитет Верховной рады по национальной безопасности. Кроме того, общественности сообщили, что готовится заявление в СБУ «с целью проведения расследования распространения заведомо ложных сведений, которые наносят вред интересам обороны в особый период».
Со своим заявлением выступило и предприятие-контрагент военного министерства — «Актив-компани». Руководство данной коммерческой организации обиделось на обвинения в том, что их компанию в СМИ назвали «фирмой-прокладкой», и попыталось убедить широкую аудиторию в наличии собственных складов, автомобилей и штата наемных работников.
А журналистов «кормильцы вояк» обвинили в манипуляциях — мол, сравнивать стоимость военных поставок с ценниками супермаркетов некорректно из-за сложной логистики. В чем именно заключается сложность доставки куриных яиц в воинские части спокойной Черкасской области, руководители «Актив-компани» предпочли дипломатично умолчать.
Откровенное вранье от Минобороны Украины и его поставщиков еще больше накалило атмосферу в соцсетях.
В итоге Резникову пришлось «переобуваться в воздухе». Он дезавуировал свои предыдущие обвинения в адрес прессы и заявил, что причиной для скандала стала «техническая ошибка». Его объяснения прозвучали откровенно жалко:
«В документе, обнародованном в СМИ, указана аномальная цена на яйца, которую восприняли как 17 грн за штуку, на чем выстроили теорию заговора. На самом деле это обычная техническая ошибка, которую совершил поставщик. Яйца — единственная категория из каталога, которая в приложении к сделке рассчитывается в штуках. Поставщик указал цену не за штуки, а за вес яиц, когда переносил данные из одной таблицы, где все было приведено в единицу измерения на вес, в другую таблицу».
Министр не смог даже придумать, в каких единицах считали куриные яйца, и не объяснил, почему картофель, свекла и капуста в контракте также оказались почти в три раза дороже «рынка».
Юрий Николов, из-за расследования которого и начался скандал, в категоричной манере заявил, что никакой технической ошибки в данном случае быть не может.
В информационную атаку на Минобороны пошла и народный депутат от правящей на Украине партии «Слуга народа» Марьяна Безуглая (также близкая к западным грантовым структурам). Она заявила, что аналогичные схемы в военном ведомстве действуют не только при покупке продуктов питания. Кроме того, она пообещала, что с этими закупками разберутся государственная аудиторская служба и профильный комитет Верховной рады.
Правда, первое заседание по вопросам национальной безопасности сенсаций не принесло. Очевидно, кто-то попросил депутатов не выносить сор из избы. Члены комитета решили перепроверить закупки в рамках парламентского контроля и подумать над разработкой нового законопроекта, который бы повысил открытость военных торгов.
Зато Национальное антикоррупционное бюро Украины, подконтрольное Западу, сделало многообещающее заявление о том, что оно проверяет закупки на 13 млрд и предварительно квалифицирует их как попытку растраты или присвоения имущества в особо крупном размере.
То, что любые разговоры о «технических ошибках» — всего лишь игра на публику, стало понятно после быстрой отставки по собственному желанию заместителя министра обороны Украины Вячеслава Шаповалова. Чиновник заявил, что увольняется, дабы «не создавать угрозы для стабильного обеспечения ВСУ в результате кампании обвинений, связанных с закупкой услуг питания». Но даже ребенку ясно — он пытается скрыться с глаз общественности, чтобы не подставлять ни себя, ни своих боссов.
Существует две основных версии, почему данные об астрономических масштабах воровства в Минобороны Украины всплыли именно сейчас.
Одни эксперты считают, что это стало результатом аппаратных «разборок» в высших эшелонах украинской власти, другие видят в произошедшем предупреждение от западных транснациональных структур, не желающих, чтобы большая часть их финансовой помощи Киеву уходила «не по назначению».
В любом случае, становится очевидно, что вооруженный конфликт превратился в «кормовую базу» для киевского режима и связанных с ним бизнесменов. Простые украинцы едва сводят концы с концами. Многие бюджетники выживают на минимальную зарплату в 150 долларов США, а размер пенсий вообще стартует от 50 долларов в месяц.
Украинских мужчин под дулами автоматов в автозаках везут в зону боевых действий, чтобы они умирали там за интересы Зеленского и его западных хозяев. А киевская элита тем временем открыто разворовывает миллиардные кредиты и устраивает в Куршевеле вечеринки, достойные по уровню роскоши средневековых восточных шейхов. Ничего личного — просто бизнес.