В Эстонии несколько месяцев продолжались дискуссии относительно выхода из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин. В конечном итоге парламентарии с небольшим перевесом решили оставить все как есть. Но это пока. Зачем вообще была нужна эта инициатива, понять на первый взгляд сложно. Однако если посмотреть на это с точки зрения разжигания прозападными силами милитаристского угара с целью сокрытия социально-экономических провалов, то все становится на свои места.
Рийгикогу (парламент Эстонии) проголосовал 12 января 2023 года за исключение из производства законопроекта о денонсации Оттавской конвенции о запрете на использование противопехотных мин. Оставить Эстонию ее участником пожелали 30 парламентариев, за выход выступил 21 депутат.
Эпопея с обсуждением возможного возвращения противопехотных мин в эстонские арсеналы продолжалась несколько месяцев. Официальные дискуссии стартовали в октябре прошлого года, когда группа парламентариев, в которую входил бывший глава Сил обороны Эстонии, депутат от правящей Реформистской партии Антс Лаанеотс, представила в Рийгикогу законопроект, предполагающий выход из Оттавской конвенции.
Обсуждение запрета подобного типа мин как оружия, наносящего чрезмерные повреждения и имеющего неизбирательное действие, началось на уровне Организации Объединенных Наций еще в 1980-х годах. В 1996 году по инициативе властей Канады была созвана международная конференция для проведения переговоров. Ее полноправными участниками стали 50 государств, еще 24 присутствовали в качестве наблюдателей. Так была запущена международная дискуссия, известная как «Оттавский процесс».
В 1997 году обсуждения по данному вопросу проходили в Вене, Брюсселе и Осло. В декабре того же года в Оттаве подписали Договор о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожении (известный также как Оттавская конвенция).
За двадцать лет его участниками стали 163 государства — преимущественно страны Западной и Центральной Европы, Латинской Америки и Экваториальной Африки. В то же самое время абсолютное большинство сильнейших в военном плане государств мира (включая Россию, США, Китай, Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Израиль, Иран, Северную и Южную Корею) присоединяться к конвенции пока не стали.
Ведущие военные державы имеют значительные запасы противопехотных мин, а также зачастую вовлечены в многолетние конфликты, во время которых были давно установлены минные заграждения. Поэтому брать на себя «быстрые» обязательства по полному избавлению от них практически нереально.
Как отмечали СМИ, во время подписания Оттавской конвенции представители России заявили о своем принципиально позитивном отношении к документу, но отметили, что присоединиться к нему можно только «в разумные сроки».
Эстония поставила свою подпись под Договором в 2004 году, незадолго до своего вступления в НАТО. И с этого момента вопрос противопехотных мин был снят официальным Таллином с повестки дня. Однако теперь, очевидно, что-то поменялось.
«Соблюдение требований Оттавской конвенции <...> больше не отвечает национальным интересам Эстонии. Это ослабляет нашу защиту. В связи с денонсацией Оттавской конвенции Эстония может взять на себя одностороннее обязательство воздерживаться от продажи или иной передачи противопехотных мин другим странам и заявить, что не будет применять противопехотные мины за пределами своей территории», — цитировали СМИ законопроект, подготовленный эстонскими парламентариями.
В пояснительной записке к нему указывалось, что данный тип оружия эффективен, дешев и обладает значительным сдерживающим действием. По мнению депутатов, противопехотные мины оказывают также сильное психологическое воздействие, заставляя военнослужащих страны-оппонента опасаться наступательных действий.
Между строк в законопроекте читалось большое желание его инициаторов усеять минами территорию страны в районе границы с Россией. Однако в Минобороны Эстонии усомнились в реальности выхода из Оттавской конвенции.
Там отметили, что возможный сдерживающий эффект несопоставим с потенциальными проблемами, которые официальный Таллин может создать своим союзникам. Дело в том, что большинство стран — членов НАТО являются членами Оттавской конвенции, и если Эстония перестанет быть ее участником, то военнослужащие Альянса, действуя на ее территории и «взаимодействуя» с подразделениями, использующими противопехотные мины, станут автоматически нарушать взятые на себя международные обязательства. Это, по всей видимости, и заставило большинство парламентариев снять тему с повестки дня.
И все же зачем эстонские политики выступили с такой сомнительной инициативой? Ведь речь шла о «возвращении в прошлое» без всякой на то нужды. Эстония не ведет боевые действия и явно не располагает гигантскими запасами противопехотных мин, с которыми срочно нужно что-то делать.
Минирование приграничных с Россией районов, о котором, судя по всему, мечтали Лаанеотс и его компания, неизбежно привело бы к подрывам гражданских лиц самой Эстонии и «выбиванию» обширных территорий из планов социально-экономического развития.
Если рассматривать инициативу изолированно от общей политики официального Таллина в последнее время, то «минный» проект выглядит откровенно странно. Однако достаточно вспомнить о других милитаристских мерах эстонских властей, и все становится на свои места.
Еще в конце 2020 года (задолго до обострения ситуации на Украине) Эстония разработала масштабные программы закупки современных систем вооружения, включая ракеты и морские мины. Еще раньше было решено приобрести новые американские автоматические винтовки и противотанковые ракетные комплексы, шведские гранатометы и корейские самоходки.
В 2022 году милитаристская истерия в Эстонии и вовсе достигла пиковых величин. Ежегодный призыв в армию решили расширить примерно на 15%, саму длительность срочной службы увеличить, а расходы на «оборонку» поднять на 42% — до 3% ВВП. Кроме того, официальный Таллин заявил о намерении закупить реактивные системы залпового огня HIMARS, которые для республики являются чрезвычайно дорогими «игрушками».
Объективно эстонские власти должны прекрасно понимать, что какие-либо угрозы со стороны России в адрес их страны полностью отсутствуют. Поэтому эксплуатация милитаристской риторики явно направлена на системное отвлечение обычных эстонцев от других, куда более насущных проблем.
Так, в третьем квартале 2022 экономика республики рухнула на 2,4% в годовом измерении, а объем ее промышленного производства обвалился на 7,5%. Если население осознает масштабы настигающей страну катастрофы, это может иметь крайне неприятные последствия для правящего режима Эстонии. А милитаристское шоу с минами, ракетами, американской помощью и назначением «внешнего врага» дает официальному Таллину шанс отвлечь внимание жителей страны, сплотив их против вымышленной угрозы. Вот только надолго ли?