Произошедшая в примыкающем к Киеву городе Бровары авиакатастрофа унесла жизни 14 человек. Это, вне всякого сомнения, трагедия, так как в числе погибших есть маленькая девочка, ее мама и еще несколько мирных людей. Вертолет, перевозивший руководство МВД Украины, упал между детским садом и жилой многоэтажкой. Среди причин падения называют ошибку ПВО, коррупционные схемы, позволившие закупить непригодную к работе технику, и передел рынка незаконной торговли оружием.
Вертолет рухнул в Броварах (город-спутник, примыкающий с северо-востока к столице Украины) утром 18 января. Он упал прямо в жилой зоне, зацепив детский сад, находящийся во дворе 14-этажного дома. В украинских соцсетях начали было распространять слухи о «российском ударе», но достаточно быстро прекратили.
Стало известно, что разбился все-таки вертолет H225 Super Puma, входивший в авиапарк Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). Вскоре появилась информация о том, что он перевозил руководство МВД Украины, включая самого министра Дениса Монастырского.
В результате падения вертолета и возникшего сразу после этого сильного пожара погибли 14 человек, включая одного ребенка — девочку Милану. 25 человек (в том числе 11 детей) получили серьезные ранения. Пятеро пострадавших находятся в тяжелом состоянии.
Как сообщили очевидцы, во время падения летательного аппарата родители как раз вели детей в сад. Если бы катастрофа произошла на несколько минут позже, невинных жертв могло быть гораздо больше.
Спасательные работы продолжались почти весь день. Вскоре после их начала стало известно, что находившиеся в вертолете Монастырский, его заместитель Евгений Енин, государственный секретарь МВД Юрий Лубкович, помощница министра Татьяна Шутяк и руководитель охраны главы ведомства Михаил Павлушко погибли.
По информации украинских СМИ, вся эта компания направлялась в Харьков, где на 18–19 ноября были запланированы карательные акции, направленные на выявление антифашистски настроенных местных жителей.
В то же время даже представители киевского режима пока что особо не пытаются искать в произошедшем пресловутый «российский след».
Несмотря на формально высокий пост Монастырского, все прекрасно знали, что он, будучи марионеткой Владимира Зеленского, сам по себе являлся абсолютно малозначимой фигурой. Президент Украины посадил его в министерское кресло после того, как убрал оттуда авторитетного среди части неонацистов Арсена Авакова, чтобы перевести МВД под свой личный контроль.
Экс-квнщик и гражданский юрист Монастырский у сотрудников Министерства уважением не пользовался, но они понимали, что тот проводит политику «первого лица», и исполняли его указания. Более того, он координировал карательные операции против мирного населения и, по словам экспертов, готовил из «идейно правильных» полицейских «эскадроны смерти» для зачисток на территориях, которые киевский режим планировал захватить.
СБУ сейчас рассматривает три основные версии авиакатастрофы: нарушение правил полета, техническая неисправность вертолета или умышленные действия по уничтожению транспортного средства.
Ошибка пилота сразу оказалась под вопросом. Местные жители, ставшие очевидцами катастрофы, утверждают, что вертолет загорелся еще в воздухе. Поэтому во многих телеграм-каналах синхронно возникла версия о том, что по летательному аппарату могли сработать украинские средства ПВО. Причем необязательно зенитно-ракетные комплексы.
В Киеве многие ожидают повторного захода Вооруженных сил России с севера. Поэтому у кого-то из боевиков теробороны или нацгвардии банально могли сдать нервы. Тем более что до границы с Беларусью от Броваров всего около 80 км. В такой ситуации полуграмотный боец ТРО вполне мог перепутать украинский вертолет с российским и схватиться за ПЗРК. Однако у этой версии есть серьезный изъян — ни один из очевидцев не заявил о том, что видел пуск ракеты или попадание по вертолету.
Поэтому наиболее вероятными видятся сегодня две версии: техническая неисправность или разборки между силовиками.
Вертолет входил в партию машин модели H225 Super Puma, закупленных в 2018 году у Франции. Репутация у этой техники, мягко говоря, неоднозначная: у компании Airbus Helicopters на момент покупки было несколько судебных исков по поводу «врожденной» неисправности техники. Эти «еврокоптеры» иногда теряют в полете несущий винт, страдая «потенциально катастрофическим сбоем в конструкции».
К таким выводам западные эксперты пришли, проанализировав ряд инцидентов с данными машинами, в частности катастрофу у берегов Шотландии, в которой погибли 14 человек. Писали СМИ и о других проблемах с конструкцией вертолета, часть которых производители признали и обещали устранить.
На этом фоне Польша в свое время вышла из переговоров о приобретении 50 вертолетов военной версии H225. Однако Украину такая техника полностью устроила.
Одна из представителей прессы заявила, что катастрофа 18 января стала результатом «колоссальной коррупции, разъевшей весь государственный механизм Украины». Как выяснил украинский блогер Анатолий Шарий, летательные аппараты из Франции поставлялись не новыми, а «из наличия». Десятки машин ранее были выведены из эксплуатации международной (канадской) компанией CHC Helicopter после катастрофы Н225 в Северном море 29 апреля 2016 года.
«Подписанная между Францией и Украиной программа предусматривала покупку в течение трех лет 55 вертолетов, снискавших дурную славу благодаря крушениям. На эти нужды французская сторона предоставила Киеву кредит в размере 475 млн евро. То есть на покупку собственных вертолетов, которые не использовались из-за опасности крушений после неоднократного отказа узлов в 2016 году и запрета на использование, приведшего к банкротству компании. Уже тогда говорили о коррупционной составляющей этой странной сделки», — написал он.
С учетом уже существующего шлейфа проблем в поломке Н225 нет ничего неожиданного. И все же существует версия, что катастрофа стала результатом разборок между украинскими силовиками.
«Министр МВД Украины давно знал о том, что руководство Минобороны торгует западным вооружением, которое приходит на Украину в виде помощи в пользу третьих стран, а курирует этот процесс непосредственно начальник ГУР Буданов. <...> Руководство МВД хотело получить свою долю и начало собирать данные через собственные структурные подразделения, связанные с разведкой и наружкой. В результате им удалось добыть доказательства, и начался шантаж. <...> Дерзость министра МВД, который полез не в свой огород, напрягала военную верхушку. И вот сегодня настал тот день, когда ребятишки из ГУР смогли продемонстрировать свои навыки», — написал телеграм-канал «Джокер ДНР».
Разрешение на это дал глава Офиса президента Андрей Ермак, действуя втайне от своего шефа.
К схожим выводам пришел и телеграм-канал «Старше Эдды»: «Слишком за большие бабки идет грызня в верхах украинской власти, а деньги, что выделяются на войну, и вовсе огромны. Никто в свой огород чужих пускать не намерен. И да, на все потери бенефициарам ЧВК Украины плевать, по крайней мере, до тех пор, пока они не станут критическими».
Таким образом, причиной катастрофы в любом случае стала жадность временщиков, возомнивших себя хозяевами Украины.
За их кровавые коррупционные схемы гибнут ни в чем не повинные мирные люди, включая маленьких детей. Хочется верить, что всех причастных к этой трагедии (как минимум из числа представителей киевского режима, а в идеале — хотя бы части их западных хозяев) ждет скамья подсудимых международного трибунала.