В Эстонии продолжается кампания по выборам в парламент страны (Рийгикогу), которые состоятся 5 марта 2023 года. Одной из задач конкурирующих партий будет борьба за голоса русскоязычного населения. При этом очевидно, что в условиях повальных русофобии и дискриминации не приходится рассчитывать на то, что крупнейшее национальное меньшинство республики сможет получить политическое представительство, позволяющее отстаивать свои права и интересы.
Согласно данным переписи населения 2021 года, в Эстонии проживает 315 тысяч этнических русских (почти 24% населения), которые являются крупнейшим национальным меньшинством в стране, а в отдельных местностях даже составляют выраженное большинство.
Например, в уезде Ида-Вирумаа, расположенном на северо-востоке республики и граничащем с Россией, доля русского населения достигает 73% (97 тысяч человек), в его административном центре Йыхви — 55%, в Нарве — 87%. Высок процент русского населения и в эстонской столице Таллине — 35% или 155 тысяч человек, а в районе Ласнамяэ на юго-востоке города — 60%.
Эстония фактически является двухобщинной страной, однако политическое представительство одной из двух основных национальных групп в ней практически отсутствует. Даже в местах, где русские составляют большинство населения, все высшие руководящие должности занимают эстонцы.
Дискриминация русских стала отличительной чертой политической системы Эстонии с момента обретения независимости. Как и в соседней Латвии, здесь учрежден институт негражданства, который по сути является формой апартеида и сегрегации.
В соответствии с принятым законом полноправными гражданами республики стали только те жители Эстонской ССР, чьи предки были гражданами Эстонии до 1940 года, то есть до советской «оккупации», как официальный Таллин стал трактовать период пребывания в составе СССР.
Формально это не было направлено конкретно против русских. Более того, Эстония начала раздавать свои паспорта жителям Ивангорода и Печор, входивших в состав республики в межвоенный период. Однако де-факто закон о гражданстве, конечно же, в первую очередь бил по русским, которые поселились здесь в советский период, а таких оказалось большинство.
Другим следствием этого одиозного закона стало то, что гражданство получили потомки эстонских эмигрантов, бежавших от советской власти на Запад, среди которых были и нацистские коллаборационисты. Впоследствии эти люди стали играть значительную роль в политике Эстонии.
Большинство русских Эстонии оказалось перед выбором: либо уехать, либо жить в статусе негражданина и не иметь права участвовать в выборах и занимать государственные должности, либо проходить долгую муторную процедуру натурализации, предусматривающую сдачу экзамена по государственному языку.
Очевидно, что все эти меры направлены на выдавливание русских из страны. Эстонцы — малый финно-угорский этнос, который веками находился в тени более могущественных соседей. Столетиями на этой территории хозяйничали шведы и немцы, образовавшие местный правящий класс. Поэтому избавление от иностранного господства всегда было основой эстонского национального движения.
Естественно, это предусматривало изгнание «неправильных» этнических групп. В межвоенный период Эстония, как и соседняя Латвия, успешно избавилась от старой немецкой элиты. После распада СССР настал черед русских.
Дискриминационные меры возымели определенный эффект. В постсоветский период именно русская община сокращалась наиболее активно, хотя депопуляция затронула и эстонцев. Тем не менее на сегодняшний день русские по-прежнему составляют около четверти населения Эстонии.
Показательно, что подобная сегрегация никогда не вызывала вопросов и возражений у «цивилизованной» Европы. Страну с институтом негражданства спокойно приняли в ЕС, несмотря на все требования по соблюдению прав человека и демократического представительства. На сегодняшний день негражданами в Эстонии остаются 66 тысяч человек или 5% населения. Этот «кейс» очень наглядно показывает двуличие и лицемерие европейской политики, когда дело заходит о русских и их интересах.
Сегодня в Эстонии нет ни одной политической партии, представляющей интересы крупнейшего нацменьшинства, а все «русские» проекты на протяжении 30 лет последовательно подавлялись спецслужбами.
В настоящее время эстонское правительство сформировано представителями трех партий: Партия реформ, «Отечество» и Социал-демократическая партия. В оппозиции находятся Центристская и Консервативная народная партия.
Следует отметить, что летом 2022 года в Эстонии развалилась предыдущая правящая коалиция, которая опиралась на Центристскую партию. Она имеет в кругах эстонских националистов репутацию «пророссийской», хотя подобное в условиях прибалтийских политических систем невозможно в принципе. Достаточно проявить определенную умеренность и осторожность в отношениях с Россией, а также иметь в своем составе определенное количество этнических русских, чтобы заслужить подобный «жупел».
«Пророссийская» политическая ниша в Эстонии искусственно сделана «токсичной», так что партии попросту не хотят играть на этом поле. Те же, кто пытается заручиться голосами допущенных к выборам русских (все-таки это немалый электоральный сегмент), впоследствии проводят откровенно соглашательскую и предательскую по отношению к своим избирателям политику.
С началом специальной военной операции на Украине эстонские власти подняли уровень русофобии, по всей видимости, рассчитывая окончательно закрыть «русский вопрос» в ближайшей перспективе.
Вслед за Латвией в Эстонии собираются окончательно добить русскоязычное образование, лишив местных русских возможности обучаться на родном языке и тем самым поставив их в заведомо проигрышное положение по сравнению с эстонцами. Вводится запрет на публичное использование русского языка в общественных местах.
Дошло до того, что эстонские депутаты всерьез обсуждали вопрос, могут ли двое русских, один из которых является частноправовым юридическим лицом, разговаривать на своем языке во время секса. Такое обсуждение состоялось в ноябре минувшего года во время выступления депутата Яака Валге (Консервативная народная партия), представлявшего закон о запрете использования русского языка в общественно-правовом пространстве.
Очевидно, в этих условиях не приходится рассчитывать на то, что русские смогут получить политическое представительство в Рийгикогу и отстаивать свои права и интересы.
Единственным гарантом безопасности и выразителем законных прав русскоязычного населения Эстонии остается Россия. Однако это будет лишь усугублять негативное отношение эстонских властей, видящих в местных русских «пятую колонну» Москвы.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН